Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – СЕРТИФИКАТ БЕЗОПАСНОСТИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Цель:распространение опыта Задачи: - укрепление физического развития ребёнка - научить ребёнка ответственно относиться к своему здоровью.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – СЕРТИФИКАТ БЕЗОПАСНОСТИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

«Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.

Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного образования. Актуальность данной темы связана с ухудшением здоровья подрастающего поколения за последние десятилетия. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

Формула здоровья известна всем. Она складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека.

Здоровье детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.

Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата - 60-70%, причина - слабое развитие мышц. В школу поступают здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.

Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников. Диспансеризация выпускников школ России показала, что из 100 человек до 60 лет доживет лишь 40 .

Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив лечение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничения и нагрузок. Это говорит о низком уровне мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

Ещё, Гиппократ, живший до нашей эры, говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древние греки заботились о своём здоровье, и глубоко верили, что в здоровом теле здоровый дух.

Академик А. В. Луначарский, расширяет эту мысль уже в нашей эре. Он говорит: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». (А. В. Луначарский.)

Здоровый ребёнок - главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

Задачами здоровьесберегающих технологий являются сохранение здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию и повышению с помощью двигательной активности умственной работоспособности.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. На занятиях хореографии очень много времени отводится для приведения осанки в ее оптимальное состояние. Постановка корпуса и развитие чувства апломба, т.е. баланса является непрерывной задачей каждого занятия хореографии.

Разнообразные упражнения для стопы и различные виды шагов, да буквально каждое движение, призвано положительным образом влиять на опорно-двигательный аппарат. Поэтому танцевальный урок имеет не только художественно-эстетическое значение, но и главным образом оказывает здоровьесберегающее влияние на организм.

Свои занятия я выстраиваю, придерживаясь следующих основных правил:

Общие правила при занятиях хореографией:

Занятия в специальной одежде и обуви

Соблюдение питьевого режима

Выбор упражнений, соответствующих степени подготовленности и физическому развитию детей.

Соблюдение полноценной страховки при исполнении сложных движений

Регулирование физической нагрузки, чередуя напряжение и расслабление.

Правила стретчинга:

Никогда не растягиваться без предварительного разогрева.

Лучше тянуться меньше, чем слишком сильно.

Не делать резких движений во время растяжки.

Стараться координировать движение и дыхание.

Растягивать только расслабленные мышцы.

Дышать медленно, глубоко и ровно, не задерживая дыхание.

Удерживать мышцы в растяжке минимально – 20 дыхательных циклов.

Правила для позвоночника:

Необходимо избавляться от первых появившихся неприятных ощущений в области позвоночника.

Глубокие наклоны полезны, а полунаклоны вредны.

Избегать однообразных движений, а также резких толчков и длительной нагрузки на позвоночник.

Правила для суставов:

Не сгибать и не разгибать суставы слишком сильно.

Не приседать и не вставать слишком резко.

На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить обязательно творческий характер. Только в атмосфере креативного процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья.

Формы здоровьесбережения, которые активно используются на моих занятиях: подвижные игры, дыхание в движении, партерная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Это нашло отражение в учебной программе «Прикосновение Терпсихоры» нашего ансамбля «Антре», которая содержит разделы: «Ритмика и танец»(1-2 г.об.) и «Классический танец»(3-10 г.об.).

1-2 год обучения – это дети от 7 до 9 лет. Ребята этого возраста быстро утомляются, не могут долго удерживать внимание, эмоционально возбудимы. Чтобы ребенку было интересно на занятиях, я использую подвижные музыкальные игры. Во-первых, во время игры легче наладить контакт с ребенком, так как он эмоционально раскрепощен. Во-вторых, играя, ребенок получает возможность фантазировать и импровизировать, что способствует самовыражению в танце. В-третьих, во время игры ребята преодолевают коммуникативный барьер, начинают понимать и уважать друг друга.

Программа занятий достаточно гибкая, а сами занятия разнообразные. Музыка – неотъемлемая часть хореографии, благотворно влияет на детей, обучающихся танцу. Применение музыки в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка: «Музыкальная шкатулка», «Самолетики-вертолетики», «Мыши и мышеловка», «Зеркало», «Танцующие человечки», «Молекулы», «В мире животных», «День и ночь» и многие другие.

«Гимнастика в хореографии» используется на протяжении всего срока обучения (с 1-го по 10-й год) и помогает обучающимся развивать:

гибкость,

выносливость,

координацию движений,

физические данные

выворотность ног,

танцевальный шаг,

укрепляет мышцы живота и спины

Она воспитывает важнейшие психофизические качества двигательного аппарата, укрепляет общефизическое состояние обучающихся.

Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют.

Работая с детьми, я столкнулась с проблемой неправильного дыхания обучающихся. Когда ребенок задерживает дыхание, в итоге в организм не поступает кислород, клетки и ткани питаются недостаточно, а значит, не хватает сил на сам танец, с каждой секундой двигаться становится все сложнее. Поэтому, в свои занятия я включила элементы дыхательной гимнастики. Она направлена на то, чтобы научить ребенка согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс различных упражнений помогает освоить такое дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстанавливает дыхание после быстрого темпа занятия. Такие упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.

Прежде чем начинать основную разминку следует выполнить упражнения для дыхания в течение 5 минут: дышать носом глубоко, стараться, чтобы вдохи и выдохи становились все длиннее – так легкие будут сильнее питаться кислородом.

Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15% суток, а 85% времени дети находятся в состоянии гиподинамии. Между тем у детей, занятых двигательным развитием:

Повышается ферментативная активность крови;

Улучшается показатели иммунитета;

Уменьшается частота функциональных изменений осанки;

Средняя за год заболеваемость снижается;

Уровень физической и умственной работоспособности повышается.

Соблюдение правила – «не навреди», для меня, пожалуй, самое важное.

Здоровьесбережение – это не просто отсутствие болезней. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всех этих составляющих складывается благополучие личности. Здоровье человека на сегодняшний день, будь он взрослый или ребёнок, занимает самые приоритетные позиции в мире. Творчески активные личности, имеющие гармоничное развитие нужны каждому государству. Человеку с каждым днём предъявляются всё более высокие требования, соответствовать которым может только здоровая личность. В нашем коллективе мы идём таким путём:

Прививаем ценностное отношение к здоровью.

Учим отказываться от всего вредного для организма.

Прививаем чувство ответственности за своё здоровье.

Не зря мы до сих пор считаем эталоном человека античности и в век высоких технологий вновь обращаем свой взгляд к идеалам прошлого. В совокупности использования современных технологий и опора на классический подход совершенствования личности необходимо всем участникам образовательного процесса. Мы в образцовом хореографическом коллективе «Антре» видим результат таких подходов в образовательно-творческой деятельности.

Хореография - искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.

Сами здоровьесберегающие технологии – являются своеобразным сертификатом безопасности физического состояния людей, которые участвуют в образовательном процессе.

Я, желаю всем вам стать обладателем такого сертификата!

Спасибо за внимание!

Список литературы.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологи обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.

И.В. Чупаха, Е. Е. Пужаева, И. Ю. Соколова Здоровьесберегащие технология в образовательно – воспитательном процессе – М.: Илекса, Народное образование, Ставрополь 2004г.

Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь,2002.

Барышникова Т. Азбука хореографии. – 2000.

Казакова Т. Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении. – М.: Чистые пруды, 2007. Вып. 4(16).

Лукьянова, Е. А. Дыхание в хореографии [Текст]: Учеб. пособие. / Е. А. Лукьянова. - М.: Искусство, 2006.

Гиршон.А. Танцевальная импровизация. Альманах «Жить Танцуя»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области