Урок русского языка в 8 классе
Урок-зачет по теме «Односоставные предложения»
Предварительно класс делится на группы по 4-5 человек. Составляется маршрутный лист, в котором указана последовательность пунктов работы. Зачет в каждом пункте принимает учащийся, знания которого проверены ранее, на предыдущих уроках.
1остановка «Ответь на вопрос».
2 остановка «Поиграем в домино».
3 остановка «Дойди до финиша».
4 остановка «Проверь себя».
Ход урока:
I Организационный момент.
Учитель выдает каждому обучающемуся маршрутный лист. У всех членов группы маршрутные листы одинаковые, но отличаются последовательностью остановок, чтобы избежать скопления детей на одной остановке.
1 группа – 5 человек (5 листов)
Кол-во баллов (от 1до 5) | «Ответь на вопросы» | «Поиграем в домино» | «Дойди до финиша» | «Проверь себя» | Рекомендации |
2 группа – 5 человек (5 листов)
Кол-во баллов(от 1до 5) | «Поиграем в домино» | «Ответь на вопросы» | «Проверь себя» | «Дойди до финиша» | Рекомендации |
3 группа – 5 человек (5 листов)
Кол-во баллов(от 1до 5) | «Проверь себя» | «Дойди до финиша» | «Поиграем в домино» | «Ответь на вопросы» | Рекомендации |
4 ученика принимают зачет ( по 1 на каждой остановке)
1 остановка «Ответь на вопросы»
Лист оранжевого цвета(этот цвет рекомендуют психологи, он активизирует мозговую активность) разделён по кругу на сектора, в которых вопросы, в центре стрелка-волчок, каждый учащийся группы по очереди крутит волчок и отвечает на выпавший ему вопрос.
Вопросы:
Какие предложения являются односоставными?
Какие предложения называются назывными?
Какие предложения определённо-личные?
Какой главный член в безличном предложении?
Какие предложения неопределённо-личные?
Какой главный член в назывном предложении?
Назовите виды односоставных предложений с главным членом- сказуемым.
2 остановка «Поиграем в домино»
Разрезается данная таблица по горизонтальным линиям. По 5 карточек получает каждый обучающийся группы. Участники играют так же, как в домино. При необходимости используют дополнительные.
О-л | Вспоминаю первое охотничье путешествие. |
О-л | Собираюсь в дальний поход. |
О-л | Смотрите внимательно. |
О-л | Здравствуйте. |
Н-л | В дверь постучали. |
Н-л | В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. |
Н-л | Обязательно вернутся домой. |
Н-л | Едут смотреть новую постановку спектакля. |
Безл | Запахло свежестью. |
Безл | Ни кустика кругом. |
Безл | Сильно знобит. |
Безл | В саду посбивало все яблоки. |
Назыв | Тишина и спокойствие. |
Назыв | Луна. |
Назыв | Сельская улица. |
Назыв | Свежесть |
Обобщ-личн | Без совести и при большом уме не проживешь. |
Обобщ-личн | Цыплят по осени считают. |
Обобщ-личн | Любишь кататься, люби и саночки возить. |
Обобщ-личн | Без труда не вынешь и рыбки из пруда. |
Думаю и мечтаю. | |
Иду в горы. | |
Душно | |
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. | |
Красота. |
3 остановка «Проверь себя»
Комплект для работы участника ( таких комплектов должно быть каждому из группы). В левой колонке дано понятие, с ним нужно совместить соответствующий пример предложения, если будет выполнено задание правильно, то на обратной стороне должно получиться слово.
1
Двусоставное | С |
Назывное | У |
Безличное | П |
Определённо-личное. | Е |
Неопределённо-личное. | р |
Карточки с примерами предложений, их должно быть больше, а на тех, которые соответствуют понятиям ,с обратной стороны должна быть соответствующая слову буква. Участники об этом не знают.
Наступила весна, и с гор побежали ручьи. |
Ветер гонит стаю туч. |
Прохлада. |
Пахнет сыростью. |
Стучу в дверь. |
Спустились с гор. |
Птицы вернулись в родные края, они строят гнезда. |
- Олег. |
2
Двусоставное | П |
Сложное | Я |
Назывное | Т |
Неполное | Ь |
Безличное |
Весенним звоном наполнен лес. (п) |
Резко поднялся ветер, небо покрылось свинцовыми тучами. (я) |
Весна. (т) |
- В лес. (ь) |
Смерклось. |
Стою и жду тебя у клёна. |
Завтра с проводником иду в горы. |
3
Сложное предложение. | К |
Двусоставное. | Л |
Неполное. | А |
Безличное. | С |
С главным членом- подлежащим. | с |
Бывают такие дни, когда всё ладится. |
Дуб был могуч, красив, строен. |
- По реке. |
Душно было в зале. |
Вечер. Луна. |
По набережной гуляют. |
Стучу соседу. |
Гуляю с другом. |
4
Простое, двусоставное. | Х |
Назывное. | О |
Определённо-личное. | Р |
Неопределённо-личное. | О |
Безличное. | Ш |
Обобщённо-личное. | о |
Прекрасен весенний день. | |
Чёрное море. | |
Рисую счастье. | |
Смотрим новый фильм. | |
Повеселело. | |
Цыплят по осени считают. | |
В распахнутые окна дул теплый ветер, лепестки черёмухи нежно ложились на подоконник. | |
Озеро покрылось кувшинками, они были нежно-розовые. |
5
Простое, двусоставное. | п |
Назывное. | а |
Определённо-личное. | М |
Неопределённо-личное. | Я |
Безличное. | т |
Обобщённо-личное. | ь |
Прекрасен весенний день. | |
Чёрное море. | |
Рисую счастье. | |
Смотрим новый фильм. | |
Повеселело. | |
Цыплят по осени считают. | |
В распахнутые окна дул теплый ветер, лепестки черёмухи нежно ложились на подоконник. | |
Озеро покрылось кувшинками, они были нежно-розовые. |
4 остановка «Дойди до финиша»
ФИНИШ
Обобщенно-личноеБезличное
Неопределённо-личное Определённо-личное
НазывноеНеполное
ОдносоставноеДвусоставное
ПростоеСложное
Виды предложений
по количеству грамматич. основ
ПредложениеСТАРТ
Пройдя все остановки и выполнив задания, обучающиеся в маршрутном листке имеют определённое количество баллов: максимальное – 20, минимальное – 0.
От 1-8б – «2»
9-12б – «3»
13-16б – «4»
17-20б – «5»
С маршрутным листом возвращаются к учителю, подводятся итоги и согласно количеству набранных баллов, выставляются оценки участникам.