«Правописание окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в дательном падеже»
(разработка урока русского языка в 4 классе)
Цели урока:
личностные:
формирование смыслообразования (ради чего осуществляется деятельность?);
регулятивные:
формировать умения в целеполагании (постановка учебной задачи), планировании, прогнозировании, контроле, оценке усвоенного, самореализации (способность к преодолению препятствий);
познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование цели – знакомство с окончаниями существительных 1-го и 3-го склонений в дательном падеже, отработка способов проверки безударных окончаний существительных в дательном падеже;
логические:
анализ и синтез объектов с целью подведения под понятия;
коммуникативные:
развитие монологической, диалогической форм речи, умение учитывать позиции одноклассников.
Оборудование:
ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, схема-таблица «Окончания имён существительных в дательном падеже.
Ход урока
Мотивационный момент.
– Дети, сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка. Кто хочет это сделать?
- Начнём урок с орфографической разминки.
Актуализация знаний.
- Прочитайте словосочетания.
Слайд 1.
Ходить без пальто
отъехать от метро
вытащить из реки
стоять около окна
дойти до степи
- Сравните. Чем они похожи?
(1 – по составу: глагол + существительное с предлогом;
2 – существительные в единственном числе, нарицательные, неодушевлённые;
3 – в родительном падеже, ударные окончания).
- Разделите существительные на группы по какому-нибудь признаку.
(1 – по роду: женский и средний род;
2 – по склонению – на 3 группы: 1) река, 2)пальто, метро, окно; 3) степь;
3 – склоняемые и нет).
- Выпишите словосочетания со склоняемыми существительными, подчеркните орфограммы.
- Проверяем (вытащить из реки, стоять около окна, дойти до степи)
- Какие окончания у существительных в родительном падеже? (ы – и в 1 склонении, и – в 3 склонении)
- Что вы скажете о правописании ударных и безударных окончаний в родительном падеже? (такие же). Докажите.
Проверка домашнего задания.
– Пока мы будем проверять домашнее задание, 4 человека работают индивидуально с самопроверкой и самооценкой:
Защитить от засух…
очистить от пыл…
гибнуть без влаг…
рассказ учител…
(и, и, и, я)
- Прочитайте текст упражнения 193.
- Что скажете о существительных, выписанных вами? (безударные окончания, родительный падеж, -и, 1 склонение:
протекает около деревни, на берегах речки, далеко от деревни).
- Кто выполнил задание 2-го уровня сложности, продолжил текст 1-2 предложениями? Прочитайте свои предложения.
Работа по выведению правила.
1. Выявление места и причины затруднения.
- Я тоже продолжила текст. Прочитайте предложения (слайд 2):
«Проходя по этой местност…, по дорог… к луг…, можно увидеть ключ».
- Какие значения имеет слово ключ? (от двери, родник, шифр).
- Что интересного заметили? (пропущены окончания в дательном падеже).
- Докажите (проходя по чему? – по местности, по дороге; к чему? к лугу).
- Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему урока (выучили безударные окончания существительных в родительном падеже, а сегодня познакомимся с окончаниями в дательном падеже).
- Чему должны научиться? (обозначать безударные окончания).
- Вы научились проверять орфограммы в падежных окончаниях существительных в родительном падеже единственного числа. Каким способом это делали? (безударные проверяли ударными).
- Нельзя ли таким способом проверять орфограммы в падежных окончаниях существительных дательного падежа? (можно).
- Как называется такой приём? (по аналогии).
2. Построение проекта выхода из затруднения.
Наблюдение. Вывод.
- Вам предстоит понаблюдать, работая в группах, и сделать вывод.
- Сейчас я вручу слова-ключи. Я предлагаю вот эти: из реки, около окна, до степи (из орфографической минутки). Я права? (нет, они должны стоять в дательном падеже).
- Как это сделать? (изменить предлог:) к реке, к окну, по степи).
1-я группа берёт слово 1-го склонения, 2-я группа – 2-го склонения, 3-я группа – 3-го склонения.
- Какие ваши слова? (1-я группа – по дороге, 2-я группа – к лугу, 3-я группа – по местности).
- Оцените свою работу, сверив с ответом.
Вывод. (1, 2, 3 группы отчитываются).
Слайд 4. Ключи к заданию.
- А как ещё можно действовать? (воспользоваться правилом и запомнить окончания в этом падеже, склонении).
- Вот это мы сейчас и сделаем.
3. Реализация построения проекта.
Чтение правила вслух.
- Я предлагаю схему (слайд 5):
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Р. | ы – и | - | и |
Д. | |||
П. |
- Какие из этих окончаний надо проверять? (-е, -и).
- Почему? (в разных падежах, склонениях, нечёткое звучание).
- Что скажете об окончаниях -у, -ю? (произношение совпадает, это варианты одного окончания).
- е, -и – новые орфограммы.
Первичное закрепление во внешней речи.
1. Поработаем в учебнике, упражнение 194.
- Прочитайте задание к упражнению:
1-й ряд – 1-я пословица; 2-й ряд – 3-я пословица; 3-й ряд – 4-я пословица.
- Прочитайте их. Объясните смысл (изменить слова в скобках).
2. Самостоятельная работа (с проверкой).
3. Проверка.
- Прочитайте словосочетания с этими существительными (воздастся (по чему?) по работе (Д.п., 1 скл.), служить чему?) Отчизне (Д.п., 1 скл.), ступенька (к чему?) к мудрости (Д.п., 3 скл.).
(Устно) Сигнальте, согласны или нет.
4. Подбор синонимов.
Работа – дело, труд;
Отчизна – Отечество, Родина;
мудрость – ум, опыт, знания; антоним – глупость.
5. Игра «Не подведи свой ряд».
По работе (1-й ряд) – напишите однокоренные слова (работник, работница, рабочий, работяга).
Служить (2-й ряд) – произвести транскрипцию [служыт’].
Мудрость (3-й ряд) – по составу:
- Кто не согласен?
- Кто воспитывает в человеке эти черты? (учитель, книга, жизнь, мама).
Физминутка (музыкальная)
Включение в систему знаний и повторение.
Разноуровневые задания (слайд 6).
1-й уровень сложности. Вставьте окончания, докажите:
Шли по тропинк..., помогали дедушк…, подошла к сирен…, привыкла к постел…
2-й уровень сложности. Составь предложения, подчёркнутые слова поставь в дательный падеж:
Девочка, мама, подбежала, к.
Была, мама, рада, Юля.
Всякой, своё, мать, дитя, мило. (Дополнительно: разбор по членам предложения).
3-й уровень сложности. Вставь орфограммы, допиши слова, чтобы получилась рифма:
Мать игрушки принесла
И детишкам раздала.
Подарила Маш… ______, (шар)
А Танюш… - _____, (самовар)
Сыну Ван… - ______, (барабан)
Дочк… Леночк… - _____ . (диван)
4. Проверка.
- Какие окончания у 1-го склонения дательного падежа? (-е)
- Назовите слова с такими окончаниями.
- А у 3-го склонения? (-и). Прочитайте.
Зарядка для глаз по тренажеру (слайд 7)
Рефлексия учебной деятельности.
- Чему учились на уроке? (писать безударные окончания в дательном падеже). Расскажите о дательном падеже.
- Для чего нужно хорошо знать безударные окончания? (чтобы быстро, правильно писать).
- Покажите, как этому научились.
«Аукцион знаний» (слайд 8)
Задание мальчикам.
Объясните смысл крылатого выражения: «Дать по шапк…» (наказать, уволить, выгнать). Докажите окончание.
Задание девочкам.
Найди ошибки: «Подойти к ёлки, ели».
Задание всем (слайд 8).
- Реши грамматическую задачу. Какого склонения нужно вставить существительное, чтобы оканчивалось на –е? «Машина подъехала к …….е»
Домашнее задание (слайд 9).
Упражнение 195. 1 уровень – 3 строки; 2 уровень – до конца.
Дополнительно (слайд 10-13)
1. Игра «Какое окончание спряталось?» Сигналы -е, -и.
Выехал из деревн…, побежал по площад…, подошёл к берёз…, убежал от мыш…
Существительные в каких падежах? (родительном и дательном).
- Вот на следуюем уроке мы и будем сравнивать родительный и дательный падежи.
2. Дополнить предложения, употребив существительные 1-го склонения:
Туристы подошли (к чему?) ……..
Миша подарил книги (кому?) …….. и ……..
К деревне люди шли (по чему? ……..
Из библиотеки девочки пошли к ……..
3. Подбери однокоренные слова другого склонения в том же числе, падеже.
По броши - ……..
По медали - ……..
К бутыли - ……..