Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 4 классе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Правописание окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в дательном падеже»

(разработка урока русского языка в 4 классе)

Цели урока:

личностные:

формирование смыслообразования (ради чего осуществляется деятельность?);

регулятивные:

формировать умения в целеполагании (постановка учебной задачи), планировании, прогнозировании, контроле, оценке усвоенного, самореализации (способность к преодолению препятствий);

познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование цели – знакомство с окончаниями существительных 1-го и 3-го склонений в дательном падеже, отработка способов проверки безударных окончаний существительных в дательном падеже;

логические:

анализ и синтез объектов с целью подведения под понятия;

коммуникативные:

развитие монологической, диалогической форм речи, умение учитывать позиции одноклассников.

Оборудование:

ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, схема-таблица «Окончания имён существительных в дательном падеже.

Ход урока

Мотивационный момент.

– Дети, сегодня мы продолжим открывать тайны русского языка. Кто хочет это сделать?

- Начнём урок с орфографической разминки.

Актуализация знаний.

- Прочитайте словосочетания.

Слайд 1.

Ходить без пальто

отъехать от метро

вытащить из реки

стоять около окна

дойти до степи

- Сравните. Чем они похожи?

(1 – по составу: глагол + существительное с предлогом;

2 – существительные в единственном числе, нарицательные, неодушевлённые;

3 – в родительном падеже, ударные окончания).

- Разделите существительные на группы по какому-нибудь признаку.

(1 – по роду: женский и средний род;

2 – по склонению – на 3 группы: 1) река, 2)пальто, метро, окно; 3) степь;

3 – склоняемые и нет).

- Выпишите словосочетания со склоняемыми существительными, подчеркните орфограммы.

- Проверяем (вытащить из реки, стоять около окна, дойти до степи)

- Какие окончания у существительных в родительном падеже? (ы – и в 1 склонении, и – в 3 склонении)

- Что вы скажете о правописании ударных и безударных окончаний в родительном падеже? (такие же). Докажите.

Проверка домашнего задания.

– Пока мы будем проверять домашнее задание, 4 человека работают индивидуально с самопроверкой и самооценкой:

Защитить от засух…

очистить от пыл…

гибнуть без влаг…

рассказ учител…

(и, и, и, я)

- Прочитайте текст упражнения 193.

- Что скажете о существительных, выписанных вами? (безударные окончания, родительный падеж, -и, 1 склонение:

протекает около деревни, на берегах речки, далеко от деревни).

- Кто выполнил задание 2-го уровня сложности, продолжил текст 1-2 предложениями? Прочитайте свои предложения.

Работа по выведению правила.

1. Выявление места и причины затруднения.

- Я тоже продолжила текст. Прочитайте предложения (слайд 2):

«Проходя по этой местност…, по дорог… к луг…, можно увидеть ключ».

- Какие значения имеет слово ключ? (от двери, родник, шифр).

- Что интересного заметили? (пропущены окончания в дательном падеже).

- Докажите (проходя по чему? – по местности, по дороге; к чему? к лугу).

- Исходя из наших рассуждений, сформулируйте тему урока (выучили безударные окончания существительных в родительном падеже, а сегодня познакомимся с окончаниями в дательном падеже).

- Чему должны научиться? (обозначать безударные окончания).

- Вы научились проверять орфограммы в падежных окончаниях существительных в родительном падеже единственного числа. Каким способом это делали? (безударные проверяли ударными).

- Нельзя ли таким способом проверять орфограммы в падежных окончаниях существительных дательного падежа? (можно).

- Как называется такой приём? (по аналогии).

2. Построение проекта выхода из затруднения.

Наблюдение. Вывод.

- Вам предстоит понаблюдать, работая в группах, и сделать вывод.

- Сейчас я вручу слова-ключи. Я предлагаю вот эти: из реки, около окна, до степи (из орфографической минутки). Я права? (нет, они должны стоять в дательном падеже).

- Как это сделать? (изменить предлог:) к реке, к окну, по степи).

1-я группа берёт слово 1-го склонения, 2-я группа – 2-го склонения, 3-я группа – 3-го склонения.

- Какие ваши слова? (1-я группа – по дороге, 2-я группа – к лугу, 3-я группа – по местности).

- Оцените свою работу, сверив с ответом.

Вывод. (1, 2, 3 группы отчитываются).

Слайд 4. Ключи к заданию.

- А как ещё можно действовать? (воспользоваться правилом и запомнить окончания в этом падеже, склонении).

- Вот это мы сейчас и сделаем.

3. Реализация построения проекта.

Чтение правила вслух.

- Я предлагаю схему (слайд 5):

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Р.

ы – и

-

и

Д.

П.

- Какие из этих окончаний надо проверять? (-е, -и).

- Почему? (в разных падежах, склонениях, нечёткое звучание).

- Что скажете об окончаниях -у, -ю? (произношение совпадает, это варианты одного окончания).

- е, -и – новые орфограммы.

Первичное закрепление во внешней речи.

1. Поработаем в учебнике, упражнение 194.

- Прочитайте задание к упражнению:

1-й ряд – 1-я пословица; 2-й ряд – 3-я пословица; 3-й ряд – 4-я пословица.

- Прочитайте их. Объясните смысл (изменить слова в скобках).

2. Самостоятельная работа (с проверкой).

3. Проверка.

- Прочитайте словосочетания с этими существительными (воздастся (по чему?) по работе (Д.п., 1 скл.), служить чему?) Отчизне (Д.п., 1 скл.), ступенька (к чему?) к мудрости (Д.п., 3 скл.).

(Устно) Сигнальте, согласны или нет.

4. Подбор синонимов.

Работа – дело, труд;

Отчизна – Отечество, Родина;

мудрость – ум, опыт, знания; антоним – глупость.

5. Игра «Не подведи свой ряд».

По работе (1-й ряд) – напишите однокоренные слова (работник, работница, рабочий, работяга).

Служить (2-й ряд) – произвести транскрипцию [служыт’].

Мудрость (3-й ряд) – по составу:

- Кто не согласен?

- Кто воспитывает в человеке эти черты? (учитель, книга, жизнь, мама).

Физминутка (музыкальная)

Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания (слайд 6).

1-й уровень сложности. Вставьте окончания, докажите:

Шли по тропинк..., помогали дедушк…, подошла к сирен…, привыкла к постел…

2-й уровень сложности. Составь предложения, подчёркнутые слова поставь в дательный падеж:

Девочка, мама, подбежала, к.

Была, мама, рада, Юля.

Всякой, своё, мать, дитя, мило. (Дополнительно: разбор по членам предложения).

3-й уровень сложности. Вставь орфограммы, допиши слова, чтобы получилась рифма:

Мать игрушки принесла

И детишкам раздала.

Подарила Маш… ______, (шар)

А Танюш… - _____, (самовар)

Сыну Ван… - ______, (барабан)

Дочк… Леночк… - _____ . (диван)

4. Проверка.

- Какие окончания у 1-го склонения дательного падежа? (-е)

- Назовите слова с такими окончаниями.

- А у 3-го склонения? (-и). Прочитайте.

Зарядка для глаз по тренажеру (слайд 7)

Рефлексия учебной деятельности.

- Чему учились на уроке? (писать безударные окончания в дательном падеже). Расскажите о дательном падеже.

- Для чего нужно хорошо знать безударные окончания? (чтобы быстро, правильно писать).

- Покажите, как этому научились.

«Аукцион знаний» (слайд 8)

Задание мальчикам.

Объясните смысл крылатого выражения: «Дать по шапк…» (наказать, уволить, выгнать). Докажите окончание.

Задание девочкам.

Найди ошибки: «Подойти к ёлки, ели».

Задание всем (слайд 8).

- Реши грамматическую задачу. Какого склонения нужно вставить существительное, чтобы оканчивалось на –е? «Машина подъехала к …….е»

Домашнее задание (слайд 9).

Упражнение 195. 1 уровень – 3 строки; 2 уровень – до конца.

Дополнительно (слайд 10-13)

1. Игра «Какое окончание спряталось?» Сигналы -е, -и.

Выехал из деревн…, побежал по площад…, подошёл к берёз…, убежал от мыш…

Существительные в каких падежах? (родительном и дательном).

- Вот на следуюем уроке мы и будем сравнивать родительный и дательный падежи.

2. Дополнить предложения, употребив существительные 1-го склонения:

Туристы подошли (к чему?) ……..

Миша подарил книги (кому?) …….. и ……..

К деревне люди шли (по чему? ……..

Из библиотеки девочки пошли к ……..

3. Подбери однокоренные слова другого склонения в том же числе, падеже.

По броши - ……..

По медали - ……..

К бутыли - ……..

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области