Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Ты еще не видел чуда, в нашей тундре не был?"

Цель: Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания в тундре. Задачи: 1. Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, об особенностях северных оленей. 2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 3. Воспитывать уважительное отношение к людям тундры и бережное отношение к её природе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Ты еще не видел чуда-

В нашей тундре не был?»

Развлечение в старшей группе детского сада.

Авторы: Чупрова Ольга Васильевна,

инструктор по физической культуре;

Ульяновская Светлана Николаевна,

старший воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №50 «Родничок»

Сентябрь 2014г

Пояснительная записка.

Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом.

С. Михалков

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, нормы и правила социального поведения.

Приобщение детей к истории страны, надо начинать раньше, пока в ребенке не иссяк естественный интерес ко всему, что происходит вокруг него.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога.

Любить Родину — значит знать, прежде всего, свою малую Родину. Педагоги, подбирая методы и приемы нравственно-патриотического воспитания, должны учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие действительности, образность и конкретность мышления, эмоциональную чувствительность.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной стороной формирования личности ребенка. Предполагает становление его отношения к родителям, к окружающим людям, к Родине. Воспитывая граждан отечества (детей), педагог должен в доступной форме знакомить детей с важными событиями современности. Первые годы жизни ребенка — важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо могут связать его со своим народом, своей страной и в значимой мере определяют последующий путь к жизни.

Чтобы зажечь огонек любви к родному краю, желание познать его, основной задачей педагога является пробуждение у детей исследовательского интереса, любознательности. В этом помогает изучение краеведческого материала, используя который, педагог воспитывает патриотические чувства, сохраняющиеся на всю жизнь, и служат духовно-нравственному развитию личности.

Вот почему тема выбранного нами развлечения с детьми старшего возраста особенно актуальна. В процессе проводимого мероприятия дети закрепляют имеющиеся знания, получают новые, учатся делать выводы, строить умозаключения. И все это происходит в легкой, непринужденной форме.

Для проведения развлечения по данной тематике необходимо создать соответствующие условия для поддержания интереса дошкольников. Предполагается соответствующее оформление. На центральной стене располагается макет чума. Можно использовать макеты деревьев, игрушки представителей животного мира Заполярья. Музыкальное оформление должно соответствовать тематике. Развлечение можно проводить в музыкальном или физкультурном зале, но при отсутствии данных помещений допускается проведение в групповой комнате.

Методы и приемы, используемые педагогами разнообразны. Все зависит от творческой личности воспитателя. Используется художественное слово, музыкальное оформление. Дети участвуют в проведении увлекательных игр-экспериментов. Все развлечение проводится в форме игры-путешествия детей по тундре. Количество детей, принимающих участие – 10-12 человек.

Используемые методы, приемы и средства воспитания.

Для организации детей педагог использует сюрпризный момент в форме письма-приглашения. В ходе развлечения используются различные игровые приемы: превращения, имитации движений, с элементами соревнования, наблюдение, экспериментальная деятельность, решение логических задач и многое другое. С целью создания регионального колорита используется музыкальное оформление, видеоматериалы. Педагог создает проблемные ситуации, которые дети должны решать путем согласования своих действий с действиями сверстников, что способствует сплочению детского коллектива, развивает познавательный интерес каждого ребенка. В целом суть данного мероприятия состоит в воспитании любви к своей малой Родине, воспитании патриотических чувств.

Ожидаемые результаты.

Дети получают новые знания, умения и навыки. Закрепляют уже знакомый материал. Учатся согласовывать свои действия с действиями сверстников, овладевают навыками самостоятельного экспериментирования, учатся использовать полученные знания в повседневной жизни. Растут патриотами своего Отечества. Значение краеведения трудно переоценить - воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог тем самым формирует сильную привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, природой, культурой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше прочувствовать родной край, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

Сценарий развлечения

«Ты ещё не видел чуда –

в нашей тундре не был?»

Цель:

Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания в тундре.

Задачи:

1. Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры, об особенностях северных оленей.2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.3. Воспитывать уважительное отношение к людям тундры и бережное отношение к её природе.

Материал:

Иллюстрации или видео материалы с изображениями животного и растительного мира тундры; по 2 ёмкости с землёй на каждую пару детей: в одних ёмкостях под слоем земли стекло, в другом – без стекла, ёмкости с одинаковым количеством воды на каждую пару детей; настольная лампа; листы белой и чёрной бумаги; оборудование к опыту: пластилин, большие гвозди.

Ход развлечения:

Дети заходят в группу, на почтовом ящике сидит птичка пуночка с письмом.

Воспитатель акцентирует внимание детей на птичке, откуда она могла здесь появиться, предлагает прочитать письмо. Берет письмо и зачитывает его.

«Ты ещё не видел чуда –

В нашей тундре не был?

Видишь – сопки, словно чумы,

Подпирают небо?

А по небу

К океану,

Подчиняясь урагану,

Мчатся тучи – тени.

И взлетают в жгучей пене

Волны, как олени.

Но не думай,

Но не думай –

Край мой

Вовсе не угрюмый.

Приезжай к нам без опаски.

Приезжай. Мы встретим лаской.

(автор: Василий Ледков)

Воспитатель:

-Ребята, вы бы хотели побывать в тундре? А как мы можем туда добраться? (Ответы детей)

-Пунушка предлагает нам полететь и удивляется, почему люди не летают как птицы. А на чем мы можем туда полететь? (Ответы детей)

- А почему не можем на самолете? (Потому что для самолета нужна взлетная полоса, а вертолету просто ровная небольшая поверхность)

Дети садятся на стульчики, включается фонограмма с записью гула вертолета.

Воспитатель:

- Наш вертолет совершил посадку на бескрайней равнине тундры, высаживаемся.

- Я хочу вам напомнить, что первыми покидают наш вертолет девочки.

Девочки подготовительной группы исполняют танец «Пуночки».

Детей встречает Хозяйка тундры:

- Здравствуйте, гости дорогие! Вы получили моё письмо. Я очень рада вас видеть у себя в гостях. Сегодня для вас я открою некоторые секреты Заполярья, но для этого вам придется потрудиться и подумать, потому что тундра открывается только самым смелым, добрым, наблюдательным и любознательным.

- Я предлагаю вам оглядеться внимательно вокруг.

(Педагог демонстрирует на экране слайды с изображением тундры)

- Что вы видите? (Ответы детей)

Хозяйка тундры проводит физминутку, используя отрывок из стихотворения Алексея Пичкова:

День так день. По порядку,

До еды и мытья,

Будем делать зарядку

У шального ручья.

Раз! – и травы с поклоном

Нагибаются вниз.

Два! – и утки со звоном

Над рекой поднялись.

Три! – туман прижимает

Травы к мокрой груди.

Солнцу утром киваю:

-Веселее иди!

Хозяйка тундры:

-Ребята, вы заметили, что большая часть тундры покрыта болотами? Вы знаете, почему? Чтобы вы смогли правильно ответить на этот вопрос, мы проведем с вами небольшой эксперимент.

Дети подходят к столам с подготовленным оборудованием, и проводится опыт:

Работа в парах: Вот две одинаковые ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. В каждый из горшков мы наливаем одинаковое количество воды из одинаковых ёмкостей.- Что должно произойти? (Вода уйдёт в землю).- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.- Наливаем во второй горшок. Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Стекло.

-А теперь представьте, что стекло это лед, который находится в вечной мерзлоте под верхним слоем земли.

Дети доказывают и делают вывод: в тундре вечная мерзлота. За зиму (долгую, холодную) земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой. Вывод: вода не может уходить глубоко в землю, ей мешает сильно промёрзшая земля – поэтому и болот в тундре много и почва очень сырая.

Хозяйка тундры предлагает поиграть, разделиться на две команды, загадывает детям загадки:

-Угадайте, что это?

Маленькие солнышки

Из тундры я несу.

Сочные и вкусные

В рот я положу. (Морошка)

- На болоте для ребят

Спеет красный виноград!

Кисловатый, но полезный,

Витамином С богат! (Клюква)

На полу разложены муляжи морошки и клюквы, под музыкальное сопровождение каждая команда собирает определённую ягоду.

Хозяйка тундры:

-Ребята, а как же в тундре растут деревья и растения?

Дети рассматривают схемы, на которой изображена растительность тундры в условиях вечной мерзлоты, делают обобщения на примере карликовой березы.

Вывод: растения (деревья, травы, цветы) приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы.

Хозяйка тундры:

-А сейчас ребята, будьте очень внимательны, будем устанавливать связи в природе. В тундре есть растения, есть травоядные животные, есть хищники. Но в природе все взаимосвязано, давайте представим, что произошло бы, если исчезли все растения. Представьте, что изменилось бы в тундре. По голой холодной тундровой Земле в поисках пропитания передвигаются травоядные животные и …

Далее дети размышляют и делают выводы.

Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось жить в условиях тундры. Все в тундре нужны и важны!

- Как вы думаете, в тундре есть насекомые? Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей).

А есть ли в тундре бабочки? Вспомните, какого они цвета? (Ответы детей).Почему бабочки в тундре более тёмной окраски? Чтобы нам ответить на этот вопрос мы проведём опыт.

Опыт с настольной лампой:

Под луч настольной лампы кладётся белая и чёрная бумага. Какая бумага быстрее нагреется?Вывод: в тундре солнце греет слабо, поэтому тундровая бабочка приспособилась сохранять тепло с помощью тёмной окраски.

Проводится пальчиковая игра «Спал цветок и вдруг проснулся…»

Хозяйка тундры предлагает отгадать загадку:

-В тундре живет,

Нарты везёт,

На голове рога

Не страшна пурга. (Олень)

- Хотите понять, почему широкие копыта помогают оленю жить в тундре, легко передвигаться по глубокому снегу зимой?

Проводится опыт с гвоздём и пластилином.

-Давайте представим, что пластилин это снег. Возьмите гвоздь и воткните его острым концом, а потом шляпкой. Рассмотрите полученные следы.

- В каком случае гвоздь легко вошел в пластилин, а в каком встретил сопротивление? Что было б, если у оленя были острые копытца?

Вывод: Для чего оленю широкие копыта? Чтобы меньше проваливался в снег.

Хозяйка тундры проводит игру «Оседлай оленя»

Игра «Оседлай оленя!»

В центре круга стульчики, спинкой - в центр круга. Стульев на 1 меньше, чем участников. Под музыку игроки идут вокруг стульчиков, на окончание музыки - «оседлать оленя», сесть на стул задом наперед.

Дети читают стихотворение на фоне музыкального сопровождения.

«Про тундру мою

Много песен пропето.

Шелоником ходит

Полярное лето.

Студеные воды

Вздымают валы.

Здесь камни от инея

Летом белы.

Притронешься к ним –

И морозом прихватит,

А рядом трава,

Голубые цветы.

Им силы до осени

Пасмурной хватит

Качаться под ветром,

Упрямо расти»

(автор: Алексей Пичков)

Воспитатель:

-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Поблагодарим Хозяйку тундры за интересные секреты природы, которые она так увлекательно помогла нам раскрыть.

Хозяйка Тундры угощает детей.

Воспитатель:

-А сейчас, пожалуйста, все садимся (… в транспорт, на котором приехали в тундру) и возвращаемся в детский сад. (Звучит гул вертолетного двигателя)

Воспитатель:

-Понравилось вам в гостях? Что вам особенно понравилось, что запомнилось? (ответы детей)

Мы обязательно еще раз навестим Хозяйку тундры, потому что нераскрытых секретов и интересных сюрпризов у нее еще очень много.

.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области