Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка урока-дискуссии по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"

Распространение опыта работы по проведению урока ""Князь Андрей Болконский: «неузнанный советник короны», честолюбивый скептик или духовно воскресший человек? Противоречивая трактовка образа в русской критике"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок – дискуссия по роману Л. Н. Толстого«Война и мир» в 10 классе

Князь Андрей Болконский: «неузнанный советник короны», честолюбивый скептик или духовно воскресший человек?

Противоречивая трактовка образа в русской критике.

Цели урока

Знакомство с оценками русских критиков образа Болконского и выявление своеобразия их оценок (П. В. Анненков «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир», Л. И.Матющенко и А. Г.Матющенко «Учебное пособие по истории русской литературы XIX века», М. М. Дунаев «Православие и русская литература»).

Определение и обоснование своего мнения о Болконском.

Формирование дискуссионной культуры учащихся.

Задачи урока

Образовательные:

Знакомить учащихся с различными точками зрения на образ Болконского критиков XIX - XX вв.

Выявлять своеобразие оценок критиков.

Закреплять навыки работы с текстами критических статей.

Развивающие:

Развивать дискуссионную культуру.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Формировать умения анализа и оценки нравственных качеств личности.

Воспитывать активную гражданскую позицию.

Воспитывать интерес к литературе.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать содержание романа Л. Н. Толстого «Война и мир» и критические статьи о нем.

Уметь анализировать характер героя художественного произведения, его поступки, речь, портрет, внутренние противоречия, взаимоотношения с другими персонажами.

Личностные:

Реализовать возможность монологического выступления.

Закреплять навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения и поддержки.

Формировать навык достижения результата при ограниченном времени.

Метапредметные:

Уметь понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы.

Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

Работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать для доказательства собственной позиции.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей (на основе понимания идейного содержания художественного произведения).

Доброжелательное отношение к окружающим.

Позитивная моральная самооценка.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД:

Выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, качества и уровня усвоения.

Принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регулировка процесса их выполнения и четкое выполнение требования познавательной задачи.

Коммуникативные УУД:

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Работа в группе.

Познавательные УУД:

Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Определение основной и второстепенной информации.

Формулировка собственного мнения.

Умение делать вывод на основании анализа текстов разных типов.

Опережающее домашнее задание: прочитать критические статьи П. В. Анненкова «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир», Л. И.Матющенко и А. Г.Матюшенко в «Учебном пособии по истории русской литературы XIX века», М. М. Дунаева «Православие и русская литература» об образе Андрея Болконского и составить тезисный план каждой статьи.

Ход урока

Вступительное слово учителя с элементами фронтальной беседы. (3 мин.)

- Образ Андрея Болконского — один из самых сложных образов в романе «Война и мир». Сначала, по замыслу Толстого, это был просто «блестящий молодой человек», убитый в Аустерлицком сражении, затем он стал сыном старика Болконского, потом образ приобрел еще большую самостоятельность и глубину. Сегодня мы попробуем проанализировать противоречивый характер героя и сделать вывод: кто же такой Андрей Болконский. Честолюбец, безусловный скептик или обретший внутреннюю гармонию и познавший смысл жизни человек. Тип Андрея Болконского — тип человека рационального, рассудочного, склонного к постоянному самоанализу. Он наделен незаурядным умом, резким и ироничным, блестящей памятью, сильной волей. Пьер всегда удивлялся начитанности князя Андрея, его необыкновенной памяти, способности работать и учиться. Отсутствие же склонности Болконского к мечтательному философствованию тоже поражало Пьера, но в этом он видел силу князя Андрея, а не слабость. Действительно, по внутренней собранности, организованности, четкой дисциплине, сильной воле характер Болконского контрастирует с характером Пьера Безухова. Однако «сама напряженность его мысли — результат большого, хотя и скрытого темперамента, внешне сдерживаемого внутренней дисциплиной и выдержкой человека, умеющего управлять своими душевными движениями. Отличительная черта князя Андрея — энергичность, стремление к активной деятельности. Он молод и честолюбив, мечтает о подвигах и славе. Кумиром Болконского в этот период является Наполеон. И князь Андрей едет в армию, где он может проявить себя, реализовать свои честолюбивые помыслы. Накануне Аустерлицкого сражения Болконский весь находится во власти охвативших его мечтаний. Ему представляется, как он «твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам», как все поражены «верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию... и один одерживает победу». Здесь в сознании героя начинается спор двух внутренних голосов. Другой внутренний голос возражает князю Андрею, напоминая ему о смерти и страданиях. Но первый голос заглушает эти неприятные для него мысли: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди, — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю...». Наличие двух голосов во внутреннем монологе героя свидетельствует о раздвоенности, противоречивости Болконского. И на противоречивость эту Толстой указывал едва ли не с первых страниц романа.

Как только роман Л. Н. Толстого был опубликован, он сразу же подвергся полемической критике со стороны современников. Причиной разногласий по поводу произведения были его высокая художественность и новаторство. Анализу эпопеи посвящено более ста работ. Сегодня, наряду с текстом романа, основой наших размышлений станут статьи П. В. Анненкова «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир», Л. И.Матющенко и А. Г.Матюшенко в «Учебном пособии по истории русской литературы XIX века», М. М. Дунаева «Православие и русская литература». Итак, тема нашего урока: «Князь Андрей Болконский: «неузнанный советник короны», честолюбивый скептик или духовно воскресший человек? Противоречивая трактовка образа в русской критике». Цель нашей дискуссии: знакомство с оценками русских критиков образа Болконского и выявление своеобразия их оценок, а также определение и обоснование своего мнения о герое.

Работа в группах постоянного состава. (10 мин.)

- Сегодня мы работаем в группах. Перед вами на столах лежат выписки из критических статей Анненкова, Матющенко и Дунаева (см. Приложение №1). Ваша задача поработать с этим материалом и ответить на следующие вопросы:

Какие суждения оказались для вас неожиданными?

С кем из критиков вы согласны или нет и почему?

Каково ваше мнение: Болконский - «неузнанный советник короны», честолюбивый скептик или духовно воскресший человек?

- Для ответа используйте цитаты из статей критиков, составленные вами заранее конспекты критических статей и текст романа. На эту работу вам дается 10 минут, затем мы выслушаем по одному представителю от группы, который представит вашу точку зрения.

- Помимо трех рабочих групп у нас работает четвертая специальная группа, задача которой – проработать весь материал, предназначенный для рабочих групп, и подготовить вопросы по нему.

- Я напоминаю вам, что сегодня у нас не просто урок, а урок-дискуссия, который строится по определенным правилам.

- Кроме групп, у нас работают три независимых эксперта. Они будут оценивать выступления представителей, работу групп по определенному плану. Мы дадим им слово в конце урока. Начинаем работу.

Выступления представителей групп (см. Приложение №4).(9 мин.)

- Приглашаем представителей групп высказать общее мнение по предложенным вопросам. Регламент выступления – 2 минуты. Задача остальных – внимательно слушать доводы групп, делать записи и быть готовыми после выступлений всех представителей задать вопросы и высказать свое мнение по поводу услышанного.

Обсуждение представленных выступлений. (8 мин.)

- Вы можете задать вопросы представителям групп, сделать замечания по поводу выступлений. (Вопросы и ответы).

- Слово предоставляется специальной группе, готовившей вопросы по предложенным материалам. (Три - четыре вопроса каждой группе, см. Приложение №2).

Работа экспертов. (5 мин.)

- Весь урок у нас работали три независимых эксперта, они анализировали и оценивали работу групп по определенному плану (см. Приложение №3). Им слово.

Письменная работа. (10 мин.)

- Мы услышали разные, противоречивые точки зрения по поводу героя романа Л. Н. Толстого, подтверждающие противоречивость этого образа. У каждого из вас сложилось свое мнение о Болконском, которое вы изложите письменно, опираясь на один из предложенных вопросов:

Можно ли, по-вашему, прийти к единому мнению о герое Толстого? Почему?

Что бы я сказал критику …?

Болконский - «неузнанный советник короны», честолюбивый скептик или духовно воскресший человек?

Домашнее задание.

- Закончите письменные размышления о Болконском.

- Сформулируйте возможные темы сочинений или исследовательских работ по роману.

Итог урока. Отметки.

Приложения

Приложение №1

Работа I группы

П.В. Анненков

Только Андрей Болконский не испытал блестящей и почетной участи своих двойников; оттого недовольство его жизнью и порядком вещей уже связано с огорчениями и разочарованиями собственной его жизни, как и понятно в безвестной единице, пропадающей между рядами окружающей его публики. Со всем тем, всякий раз как он выходит из рядов этих, он носит на себе печать и облик праздного министра, не узнанного, природного советника короны. В том, кажется, и заключается трагическая сторона его жизни, что он не узнан, и когда он говорит с отчаянием о невозможности какого-либо общественного труда на Руси, то уже мы знаем, что под настоящим трудом он подразумевает только тот, который совершается на высших постах в государстве - и никакой более.

Л.И.Матюшенко, А.Г.Матющенко

Приехав в Петербург, Андрей Болконский принимает активное участие в реформаторской деятельности Сперанского. Поначалу эта деятельность увлекает героя.

Вновь встретив Наташу на балу и влюбившись в нее, князь Андрей разочаровывается в деятельности Сперанского, а сам Сперанский кажется ему пошлым и ничтожным. Любовь к Наташе наполняет жизнь Андрея Болконского радостью и светлыми надеждами.

Счастье любви продолжалось недолго. Измена Наташи вновь ввергает Андрея Болконского в состояние душевного кризиса. В таком состоянии герой встречает 1812 год.

Необходимость защищать родину постепенно выводит князя Андрея из душевного оцепенения. Отказавшись служить при штабе, он командует полком, заслуживает любовь и уважение солдат и офицеров. Накануне Бородинского сражения князь Андрей говорит Пьеру о своем духовном единстве с простыми солдатами.

Не найдя собственного предназначения в честолюбивых амбициях, Андрей Болконский приходит к истинному пониманию смысла жизни, который открывается ему в единении с народом. Данный момент можно назвать кульминационным в духовных исканиях героя.

Смертельное ранение вновь коренным образом меняет судьбу князя Андрея. По воле Провидения он снова встречает Наташу и прощает ее. Перед смертью Андрей Болконский чувствует отчужденность от всего земного и радостную легкость бытия. Ему открывается вера в Бога – начало вечной любви и вечной жизни.

М.М.Дунаев

Князь Андрей взирает на окружающих с тихим презрением, но сам порабощён жестоким тщеславием. Любовь, о которой думает здесь герой, есть вовсе не любовь христианская: этим словом обозначена лишь жажда всеобщего преклонения.

Человек тщеславится, когда смыслом своей жизни сознаёт самоутверждение, гордое возвышение над теми, кто становится предметом его же презрения. Многое можно понять в характере Андрея, если вникнуть в смысл его диалога с отцом при первой их встрече:

«— Как здоровье ваше?

— Нездоровы, брат, бывают только дураки да развратники, а ты меня знаешь: с утра до вечера занят, воздержан, ну и здоров.

— Слава Богу,— сказал сын улыбаясь.

— Бог тут ни при чём».

Обыденное самоощущение гуманиста: свою судьбу он сознаёт как следствие единственно собственных действий и волевых усилий. А поскольку князь Андрей слишком сын своего отца, то такое самоощущение не могло не заразить его души.

Гордыня и ироническое отношение к религиозному мировосприятию определяет характер Андрея Болконского в начале повествования (его «слава Богу» при обращении к отцу есть не более чем привычный малозначащий речевой оборот).

Но реальная жизнь уже подтачивает его фальшивое мировидение: слишком не совпадает она со всеми фантазиями молодого мечтателя. Впервые он остро ощущает это после Шенграбенского сражения, когда подлинный герой его, капитан Тушин, едва избег порицания, тогда как лже-герои не встречают возражений при похвальбах о своих мнимых подвигах.

Герой стремится к подвигу— и получает возможность совершения подвига на поле Аустерлица. И здесь он достигает созерцания миpa на уровне неба, на уровне природы (уровне дерева— если прибегнуть к этому условному определению).

И слава Богу... Теперь это уже не обыденный, ничего не значащий оборот речи, но прозрение в суть творящихся событий.

Прочие продолжают играть в прежнюю игру, и один из пленённых французами, князь Репнин, на похвалу императора произносит подобающие слова:

«— Ваш полк честно исполнил долг свой,— сказал Наполеон.

— Похвала великого полководца есть лучшая награда солдату,— сказал Репнин».

Вот он, уровень непонимания истины. Болконский же успел покинуть этот уровень, и он не удостаивает Наполеона ответом.

Работа II группы

П.В. Анненков

Это - честолюбец, но томящийся и по доброй, прочной славе полезного гражданина. Его-то и выбрал автор представителем того недовольства, которое, в отличие от пошлой, слепой и корыстной оппозиции большинства, основывалось на понимании истинных условий политического развития обществ. Андрей Болконский вносит в свою критику текущих дел и вообще в свои воззрения на современников идеи и представления, составившиеся об них в наше время. Он имеет дар предвидения, дошедший к нему, как наследство, без труда, и способность стоять выше своего века, полученную весьма дешево. Он думает и судит разумно, но не разумом своей эпохи, а другим, позднейшим, который ему открыт благожелательным автором. Он умел счистить с себя все искренние, но скучные и досадные черты современника той эпохи, о которой говорит и в среде которой живет. Он не может увлекаться, не может состоять под влиянием какой-либо замечательной личности своего времени, потому что уже знает биографические подробности и анекдоты о каждой из них, собранные на днях. Ошибок он тоже не делает. Нам не нужно лучших доказательств его знакомства с работами и изысканиями последнего времени, как то обстоятельство, что он стыдится своих занятий в комиссии составления законов, куда он попал нечаянно начальником отделения. Сослуживцы его, которым нельзя отказать в знании и уме, поняли невозможность простого переложения французского кодекса на русские нравы только после ряда неудачных опытов, но Болконский понял это сразу, - потому что превосходит их вдохновенным прозрением мнений, обращающихся ныне в исторической литературе.

Л.И.Матюшенко, А.Г.Матюшенко

Рождение сына и смерть жены – события радостное и скорбное – открыли новый этап духовных исканий героя. Князь Андрей решил отныне «жить для себя», для своих близких. Однако тихая, спокойная жизнь не может удовлетворить героя. Первым шагом к духовному пробуждению князя Андрея становится его встреча с Пьером в Богучарове, их разговор на пароме. Для Пьера, увлеченного общественной деятельностью под влиянием масонства, приоткрылась вера в Бога. Андрей сочувствует вере Пьера, но все же пока не находит места для нее в своем сердце. И тем не менее, перелом в сознании Андрея Болконского начался.

Следующий важный момент в жизни Андрея Болконского – встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Этой встрече предшествует эпизод со старым дубом. Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего. В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом, исходившим от Наташи. По дороге домой князя Андрея охватывает весеннее чувство радости при виде преобразившегося старого дуба. В душе героя вновь возрождается вера в возможность деятельности, счастья и любви.

М.М.Дунаев

Незначительное, но важнейшее событие в судьбе князя Андрея происходит вслед за встречей его с Наполеоном: солдаты, увидевши ласковость обращения императора с пленными, поспешили вернуть раненому золотой образок, который как фамильное благословение дала ему перед расставанием княжна Марья и о котором она говорила, что он спасёт его во всякой беде. Это совершается: несмотря на скептицизм врача самого Наполеона, князь Андрей остаётся в живых. Его спасает молитва и вера сестры.

Своё эгоистическое желание славы Болконский считает жизнью для других — вот корень его заблуждения. Любовь к славе, тщеславие, есть основание гордыни. Путь князя Андрея — от тьмы к свету. От презрения к любви. И путь этот долог и непрост.

Объясняя Пьеру смысл своей новой деятельности, князь Андрей высказывает то, что в другом месте сам автор почти называет главной целью всякой деятельности человека вообще: приложение своих сил ради провождения времени. «Я строю дом, развожу сад, а ты больницы»,— говорит князь Пьеру.— «И то и другое может служить препровождением времени. Но что справедливо, что добро — предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам». Далее Болконский склоняется к мнению о непознаваемости мира и о невозможности для человека судить, что есть добро и зло, справедливость и истинная цель бытия. Он пребывает в ощущении бессмысленности жизни. Чтобы вывести его из подобного состояния, необходимо какое-то новое мощное потрясение. Толстой вновь заставляет своего героя познать истину на уровне дерева — в прямом смысле: через переживание двух встреч с дубом, здесь символом вечного обновления и торжества жизни.

Стремление к единству бытия всех людей обозначилось теперь в душе толстовского героя вполне определённо. Но при этом он всё же не перестаёт понимать жизнь как существование на уровне недолжных целей — и погружается в суетность новой фальши (для Толстого законотворчество именно таково). Происходит лишь смена кумиров: вместо Наполеона он возводит на пьедестал Сперанского. Потребовалась новая встреча с Наташею (на её первом бале), чтобы суметь понять актёрское притворство нового божка.

Работа III группы

П.В. Анненков

Ему приходят в голову суждения, которые современнику эпохи Александра I никогда бы не пришли; но Болконский - современник особенный, такой, которому открыто все то, что узнано позднее. Мысль его живет не с ровесниками по времени, а с нынешними дилетантами по части новой истории России, и от них он заимствует свой скептицизм, свою холодность и трезвость относительно правительственных мер и явлений, изумлявших и волновавших всех тех людей, которые имели несчастие принадлежать только своему веку. Известно, что только в 1815 - 1816 годах, после трехлетней заграничной кампании, показалась у нас партия молодых людей, нашедших жизнь в России невыразимо пустой и праздной в сравнении с шумом, который сопровождал движение народов перед тем, и в сравнении с общественными явлениями, которые возникли на европейской почве вслед за ним. Только тогда впервые зародился у нас тот безусловный скептицизм по отношению к способности и доброй воле администрации отвечать на нужды и потребности общества. До тех пор вряд ли и можно себе представить человека, равнодушно и величаво относящегося к таким фактам и мерам, как возникновение государственного совета, обещание публичной отчетности по финансовым делам империи, учреждение новых народных школ и университетов, правила об обращении крестьян в свободные хлебопашцы, указы об экзаменах на известные чины и пр. Но Болконский, который знает гораздо позднейшие идеи, мог знать и ту, которая была к нему сравнительно ближе, и воспользоваться ею, как и всеми прочими.

Л.И.Матюшенко, А.Г.Матюшенко

Герои Толстого ищут смысл жизни и счастье. Смысл жизни, по Толстому, состоит в обретении человеком духовного единства с другими людьми, в глубокой, искренней вере в Бога. Однако обретение смысла жизни немыслимо без личного счастья. Земное счастье писатель видит в любви, в создании семьи, в воспитании детей.

Способность к духовным исканиям является важным критерием оценки личности у Толстого. Писателю важно показать не только конечную цель духовных исканий героев, но и сложный, противоречивый путь этих исканий: от обретения смысла жизни к его утрате, от счастья к несчастью и наоборот.

С Андреем Болконским мы впервые встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер. Затем Толстой показывает героя в момент беседы с Пьером в петербургской квартире князя. Андрей объясняет своему другу, почему идет на войну. Герой не удовлетворен светской жизнью. Он не чувствует и семейного счастья.

О главной же причине отъезда Андрея Болконского в армию мы узнаем позже. Князь Андрей мечтает о славе. Он хочет стать таким, как Наполеон.

Оказавшись на войне, Болконский постепенно разочаровывается в своих мечтах о славе. Во время Аустерлицкого сражения Болконский совершает подвиг, возглавив атаку со знаменем в руках. Будучи тяжело ранен, князь Андрей лежит на поле Аустерлица и видит на фоне бесконечного неба ничтожную фигурку Наполеона. Мечты о славе оказываются призрачными. Небо Аустерлица напомнило князю Андрею о вечном. Однако, вспомнив об образке, подаренном ему княжной Марьей, Андрей Болконский сознает, что он еще далек от истинной веры, от Бога, от той тайны, о существовании которой напомнило ему бесконечное небо.

М.М.Дунаев

После измены Наташи — сам уровень неба, на котором когда-то открылось Болконскому глубочайшее постижение бытия, оказался утратившим необъятность своего пространства и не давал теперь возможности no-прежнему ясно воспринимать жизнь. Герой возвращается на прежний уровень существования — с тщеславными заботами и недобрыми чувствами в душе, среди которых возобладала тёмная злоба к своему личному врагу.

Спасает и возвышает душу Андрея Болконского его погружение в бытие народной жизни, в переживание трагических событий 1812 года — мысль народная находит своё проявление в его судьбе. Отказавшись от предложения Кутузова служить при штабе, понимая, что речь идёт теперь не о тщеславных интересах, а о чём-то более высоком и значимом, князь Андрей идёт туда, где он может истинно воздействовать на ход событий — не суетливою деятельностью, а укреплением того внутреннего чувства в каждом солдате, от которого и зависит, по его убежденности, исход всего дела. Возвышение до мысли народной позволяет князю Андрею совершить дальнейшее восхождение к постижению духовной сущности любви. А что это так — доказывает то чувство, какое ощутил он в себе к своему ненавистному врагу, смерти которому он желал прежде всеми злобными силами своей души: невозможное на душевном уровне оказывается возможным в пространстве духовном:

Князь Андрей одолевает собственное неверие, при котором он отвергал любовь к ближнему. Теперь же он прозревает нечто более важное, а именно любовное прощение врага, и не через рассуждение, но в глубине собственного духовного опыта.

Жизненный итог земного пути Андрея Болконского к постижению смысла бытия обнаруживается в духовном приятии евангельской истины:

«Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что-то такое общее с Евангелием».

Только теперь он ощутил в себе не «человеческую» (то есть душевную), но «божескую» (духовную) любовь к Наташе — и был награждён провести последние дни своей жизни в полноте этой взаимной любви с нею.

Приложение №2

Вопросы специальной группы для рабочих групп

Вопросы первой группе

Почему Болконский уверен, что настоящий труд совершается на великих постах в государстве и никак более?

Возможно ли разрешение душевного кризиса в мирное время, без войны?

Почему Толстой подводит Болконского к войне 1812 года в таком состоянии?

Если князь Андрей «слишком сын своего отца», то почему его судьба складывается по-другому?

Вопросы второй группе

Если Андрей наделен «разумом позднейшей эпохи», то почему он не видит гений Сперанского, или бюрократия способна опорочить даже великий ум?

Случайно ли эпизод с дубом предшествует эпизоду с Наташей, как контрастируют «вольность» Наташи и «вечность» дуба?

Возможно ли, по мнению Толстого, изменение характера человека под воздействием любви? Какую параллель можно провести между любовью французов к Наполеону и любовью княжны Марьи к брату?

Вопросы третьей группе

Является ли Андрей началом потерянного поколения России 20-30 годов, предвосхищает ли он это явление?

Почему подвиг в Бородинском сражении является для Андрея последним шансом для жизни, устраивающей его, или же его судьба предопределена перед Бородинской битвой?

Считаете ли вы, что Болконский до конца осознал «мысль народную», или тщетность всего бытия оказывается сильнее любой мысли?

Приложение №3

План анализа дискуссии для экспертов

Оценка по пятибалльной системе

Критерии оценки

I группа

II группа

III группа

Формулировка проблемы

Выражение основной мысли

Аргументация

Опора на текст

Логичность выступления

Грамотность речи

Эмоциональность, убедительность выступления

Соблюдение этических норм

Ответы на вопросы

Итого

Приложение №4

Тексты выступлений представителей групп

Первая группа

Неожиданными для нас оказались суждения Дунаева. Его статья очевидно «притянута за уши», видимо, духовное образование не дает достаточного кругозора для того, чтобы рассматривать великое произведение мировой литературы не только с точки зрения православия. Дунаев показался нам явным противником гуманизма, несмотря на то, что позиционирует себя как христианина. Это выражается во фразе «обыденное самоощущение гуманиста». Желание преобразовывать мир в лучшую сторону автор рассматривает как фальшивое мировоззрение и фантазии молодого мечтателя. Лейтмотивом статьи Дунаева становится мысль о том, что главная ошибка князя Андрея – это гордыня и ироническое отношение к религиозному мировосприятию: «И слава Богу».

Что же касается нашего, собственного мнения, мы считаем, что Андрей Болконский – это не раскрывший свой потенциал один из главных интеллектуалов романа. Герой имеет незаурядные способности к реформаторской деятельности. Но, в отличие от Сперанского, он открывает свою душу для любви. К сожалению, жизнь – это череда нравственных выборов, где выбрав одно, мы навсегда отказываемся от другого. Андрей выбрал любовь, тем самым упустив свой шанс остаться в истории как великий реформатор. Такую категоричность можно объяснить следующим образом: для человека, имеющего высокие интеллектуальные способности, умственная деятельность на благо общества гораздо живительнее, чем чувства. Любовь к постижению самого себя и окружающей действительности вечна, незыблема. Она является нескончаемым источником жизненных сил, так необходимых столь незаурядной личности, как Андрей Болконский.

Вторая группа

Суждение Анненкова оказалось для нас неожиданным. Анненков пишет, что Болконский стоит выше своих современников, превосходит их вдохновенным прозрением мнений. Как утверждает Анненков, Андрей не может состоять под влиянием какой-либо личности. Это не так. У Болконского все же были свои кумиры, в которых он позже разочаровался.

Дунаев считает, что желание славы Болконского – корень заблуждения. Он тщеславен. Это основание его гордыни. Путь Андрея долг и непрост.

Мы согласны с мнением Матющенко о том, что такие события, как встреча с Пьером, рождение сына и смерть жены, встреча с Наташей в Отрадном – это духовный путь героя. Знакомство с Наташей стало кульминационным моментом возрождения Андрея к жизни. Он понимает, что жизнь не кончена, и это дает ему жажду жизни.

Мы склоняемся к мнению, что Болконский – духовно воскресший человек. Все испытания, через которые он прошел, привели его к духовному возвышению.

Третья группа

Неожиданным оказалось для нас суждение Анненкова, потому что, по его мнению, Болконский имеет дар предвидения. Он думает разумно, но не разумом своей эпохи, в которой живет. К примеру, Болконский сразу осознал невозможность передела французского кодекса на русский лад, работая в комиссии составления законов.

Для нас трудно не согласиться с мнением всех трех критиков, каждый из них раскрыл образ Андрея Болконского с разных сторон, но больше всего нам импонирует статья Матющенко. Судьба героя – это путь человека к постижению смысла жизни, совершающего ошибки и способного искупить свою вину. Без любви и доброты невозможно истинное совершенство, избавление от мук и осознание смысла жизни.

Мы считаем, что князь Андрей – духовно воскресший человек. Он стремится к нравственному совершенству, приобщен к вечной любви, и это возродило в герое силу духа. Он совершил самое трудное дело – умер спокойно и достойно. Смерть стала «моментом истины» в его жизни. Можно сделать вывод, что князь Андрей – богатая, одаренная, ищущая натура, которая ценит в людях патриотизм, достоинство и честь.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области