Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Образ России в современных средствах массовой информации

Цель исследования состоит в выявлении и описании образа России в зарубежных печатных СМИ, а также тех факторов и механизмов, под влиянием которых этот образ формируется. Для достижения цели работы в исследовании были поставлены следующие задачи: - провести эмпирическое исследование образа России в зарубежных СМИ и дать характеристику этого образа за период 2014- 2017. - На основе отечественных и зарубежных исследований рассмотреть роль СМИ в формировании у людей определенных мнений и отношений

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №131» Вахитовского района г. Казани

III городская научно-практическая конференция «Дни науки»

Секция

Истории

Исследовательская работа

«Образ России в зарубежных Средствах массовой информации»

Выполнила: учащаяся 10А класса

МБОУ «Лицей №110»

Сагдеева Мадина Рузалевна

Руководитель:

Галиева Марта Ягуфаровна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Лицей №110»

Советского района г. Казани

Казань 2017 г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Роль СМИ в формировании общественного мнения……………………….5

Глава 2. Традиционные стереотипы восприятия России…………………………….8

Глава 3. Обзор образа России в зарубежных СМИ…………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………………………………...15

Приложение…………………………………………………………………………....16

Введение.

Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества, оказывающих влияние почти на все сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование, религию и т.д. В современном обществе качество информационных технологий все в большей степени определяет характер жизни общества, поэтому вопрос о восприятии страны гражданами других государств приобретает особое значение.

Одним из наиболее значимых факторов международных отношений (особенно на современном этапе развития ) является восприятие России гражданами других государств. Основным каналов формирования образа государства в общественном мнении других стран являются средства массовой информации (СМИ).

Для внешней и внутренней политики России очень важно то, как воспринимают ее ведущие мировые державы. В работе мы исследовали ведущие печатные СМИ таких стран как США, Франция, Россия за 2014-2017 г. Был проведен сравнительный анализ оценки различных событий в зарубежных и российских СМИ.

Актуальность данного исследования заключается в необходимости анализа политических текстов, формирующих образ России на Западе в настоящий момент становления ее как сильного и авторитетного государства. Это необходимо для объективной оценки отношения Запада к России и формирования адекватного самосознания и самооценки российского населения и государства в целом.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является образ России.

Предметом исследования является анализ образа России в зарубежных печатных СМИ.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в выявлении и описании образа России в зарубежных печатных СМИ, а также тех факторов и механизмов, под влиянием которых этот образ формируется.

Для достижения цели работы в исследовании были поставлены следующие задачи:

- провести эмпирическое исследование образа России в зарубежных СМИ и дать характеристику этого образа за период 2014- 2017.

- На основе отечественных и зарубежных исследований рассмотреть роль СМИ в формировании у людей определенных мнений и отношений

Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Глава 1. Роль СМИ в формировании общественного мнения.

Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории. Таким образом, актуальность данной темы очевидна, изменилась коммуникация, у которой появились новые средства, а соответственно, и цели. Массовая коммуникация, или другими словами — СМИ стала транслятором всей информационной среды общества, а средства массовой информации — важнейшим и одним из главных политическим инструментом государства.

Двадцать первый век — это время развития информационных технологий, систем, век информации и возможностей. С развитием психологии, было открыто различное множество методов и способов воздействия на сознание человека, применив это к средствам массовой информации — получили практически полное воздействие СМИ на общество. Сейчас это воздействие все чаще становится опасным, чем наоборот полезным и познавательным. В настоящее время, людей пытаются не только убедить в чем-то, а донести и внушить что-то, и вовсе не с помощью веских аргументов, а с помощью всевозможных методов, например, множественные повторения, использование технических возможностей оборудования для подтасовки фактов, смена кадра каждые 4 секунды для привлечения аудитории. Средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов граждан. Общественное мнение существует практически во всех сферах и областях жизнедеятельности общества, но высказывается и разглашается далеко не по любому поводу и вопросу. В поле зрения общественного мнения попадают, как правило, лишь те проблемы, факты, события, которые актуальны, и в свою очередь вызывают общественный интерес и допускают многозначное толкование, а также возможность проводить дискуссии на затрагиваемые темы. Итак, в современном обществе человек подвергается одновременному воздействию с разных сторон, таких СМИ как: телевидение, газеты, журналы, радио. Ориентироваться и разбираться в огромном количестве и объеме информации крайне трудно, т. к. человек не всегда имеет возможность и желание проверить достоверность полученных им сведений. Чаще всего после получения информации, человек принимает ее на веру, т. е. считает ее единственной верной, что способствует формированию ложных представлений, не имеющего ничего общего с истинной. Средства массовой информации должны непредвзято и правдиво передавать идеи и информацию, чтобы помочь государству и гражданам создавать адекватную и полную картину мира и стать платформой для открытого диалога внутри общества. А поддержание условий, позволяющих Интернету, телевидению, радио и печатных СМИ быть независимыми и свободными для осуществления своей миссии, должно быть обязанностью демократического государства. Возникает вопрос: каким же образом средствам массовой информации удается оказывать такое огромное влияние на общество и тем самым формировать общественное мнение?

Во-первых, следует отметить, что в настоящее время именно средства массовой информации дают огромную возможность человеку получить самые свежие и актуальные новости из любой части света, узнать об обстановке в мире. Естественно, что сам человек не в состоянии самостоятельно проверить полученные факты на достоверность. Поэтому каждый полагается на правдивость, той или иной, информации, любезно предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют оценкам и суждениям происходящего средствами массовой информации. Тем самым, напрашивается вывод, что недобросовестные журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс. Рассмотрим пример. Каналы разных стран преподносят одну и ту же новость по-разному. Референдум в Крыму освещали все самые популярные Российские новостные каналы, такие как: «Первый канал», «Россия24», «НТВ», этими каналами подчеркивалась свобода выбора и безоговорочное право выбора, идущих голосовать людей. Украинские СМИ: «Телеканал Украина», «Первый национальный», «Интер», заявляли о том, что у людей нет права выбора, их заставляют голосовать, а если они сопротивляются, им угрожают. После присоединения Крыма к России прошел уже не один год, но ситуация не улучшилась и противостояние СМИ продолжается. Некоторые украинские издания и телеканалы продолжают сообщать о недовольстве крымчан расставанием с Украиной, в ходе чего они утратили возможность стать частью Европейского Союза и западного мира.

Во-вторых, продолжая тему и проблему манипуляции и «забвением» сознания общества, нельзя упускать из виду и то, что СМИ нередко, а даже и часто являются посредником, который формирует у граждан определенное политическое сознание. При помощи грамотного пиар-хода, и взаимодействие со связями с общественностью, политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат народного голосования.

Кроме того, СМИ имеют грандиозные и колоссальные возможности для сплочения и сближения людей ради определенного действия, или получения определенной выгоды. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого человека, а не властей. К примеру, нередко при помощи Интернета, телевидения и радио люди узнают об акциях в поддержку больных детей. Это является одной из действительно положительных функций (а их достаточно много) средств массовой информации. Одну из подобных акций проводит «Первый канал», отправив сообщение со словом добро можно помочь тяжело больным детям.

В-третьих, многое также зависит от того, каким образом преподносят событие, с какой точки зрения журналист освещает и рассказывает тот или иной факт, событие. От грамотной трактовки новостей корреспондентом зависит дальнейшее отношение общества к данному явлению, событию. Например, так крупные западные издания: «TheWallStreetJournal», «TheGlobeandMail», «TheTimes» пишут о России, как об агрессоре, а о президенте страны В. В. Путине, как о человеке загонном в тупик. Тем самым они пытаются навязать народу негативное отношение к другой стране. Но согласно данным опроса Economist/YouGov 77 % американцев считают Владимира Путина сильным лидером. Барак Обама не может похвастаться подобным уровнем доверия, только 45 % респондентов высоко оценили его лидерские качества. Можно предположить, что американские СМИ не всегда правильно освещают то или иное событие.

В-четвертых, СМИ навязывают определённые поведенческие стандарты, существенно влияющие на восприятие действительности, как обычных граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами и стереотипами.

Безусловно, в современном мире средства массовой информации являются важнейшим и эффективным инструментом формирования мнения в обществе и имеют колоссальное количество методов и способов влияния на общественное сознание не только человека, но и всего государства. СМИ в жизни современного общества чаще всего играют весьма опасную и негативную роль, когда информация подменяет свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных представлений, взглядов, мнений.

Глава 2. Традиционные стереотипы восприятия России.

Работать над имиджем страны является важной задачей государства, которое обязано способствовать формированию привлекательного образа страны, как в своих пределах, так и за рубежом

Рассмотрим же, какие стереотипы формировали образ новой России

С Россией у представителей Запада ассоциируются все атрибуты зимы: меха, шубы, водка, чрезмерное потребление которой также оправдывается холодом. Широко распространены и такие как: икра, тройки, самовары, золотые купола.

Что касается стереотипных западных взглядов на российскую политику, то они остаются неизменными, и выражаются одним словом - деспотизм. Деспотичной России обычно противопоставляется демократичный Запад, что позволяет последнему ощущать преимущество собственного государственного устройства. Основное препятствие в развитии экономики, по мнению западных обозревателей, заключается в национальном характере россиян, то есть в отсутствии индивидуализма, в общественном характере их сознания.

Говоря об основных чертах национального характера жителей России, чаще всего упоминаются следующие: гостеприимство, религиозность, искренность и открытость, доброта и в то же время подозрительность, чувство братства, солидарность, нехватка индивидуализма, терпение, лживость, природная лень, безразличие к политическим свободам, консерватизм мышления, фатализм, легкое безрассудство, беззаботность способность пожертвовать всем за идею или страсть, даже если они не могут принести ничего, кроме вреда.

В зарубежных СМИ не только подвергаются отрицательной оценке конкретные действия российских политиков, но и формируется негативный образ страны в целом - как агрессивного государства с имперскими замашками. Теме не менее, этот отрицательный образ создается вокруг России политической и, может быть, в какой-то степени исторической, но он не затрагивает такие сферы российской действительности, как культура, обычаи, наследие, спорт, особенности русского народа и т.п..

В целом, в западных англо - и франкоязычных СМИ создается скорее отрицательный образ России, а основными языковыми средствами формирования этого имиджа служат оценочная лексика, метафоры и языковая игра.

Наиболее часто в зарубежных СМИ встречается Россия, представленная в образе медведя. Опасный и дикий "русский медведь", несомненно, выглядит более выигрышно, чем обычное наименование страны, особенно, если необходимо выставить ее в негативном свете. К примеру, обратимся к нынешним событиям на Украине и роли России в решении вспыхнувшего конфликта. Заголовки британских и американских газет прямо отражают отношение западных властей к нашей стране.

.beware the Russian bear - Бойтесьрусскогомедведя! Статья Джона Фанда для американского сайта nationalview.com . Эпиграф статьи также добавляет: "Thewilypredatorhasfooledthe U. S. overandoverandover" ("Коварный хищник обманывал США снова и снова"). Семантические синонимы "Bear" ("Медведь") и "Predator" ("хищник") предполагают использование лексики, связанной с агрессией и применением грубой силы, а эпитет "wily" ("коварный") - с хитростью и обманом.

1.Россия = Медведь

Как мы рассматривали выше, образ медведя был и остается тождественным образу всего государства.

Прежде всего, образ медведя используется в западных СМИ, чтобы подчеркнуть такие черты, как:

·Жестокость и агрессивность

·Решение проблем грубой силой

·Вторжение, насильственное присоединение

·Отсутствие человеческих качеств, звериный облик

·Непомерные амбиции и жадность

Итак, что мы имеем в итоге?

В статье британской газеты TheEconomistRussiaandUkraine:Insatiable ("Россия и Украина: ненасытный") текст сопровождается весьма схематичным изображением карты Европы, где показаны лишь Украина и Россия, и западные границы нашей страны отчетливо выстраиваются в профиль ревущего медведя, который, кажется, вот-вот проглотит своего соседа (а Крымский полуостров, кажется, уже находится в пасти русского хищника).

См. Приложение 1.

Глава 3. Обзор образа России в зарубежных СМИ.

Обзор зарубежных СМИ: присоединение Крыма к России

Нечасто можно услышать действительно историческую речь, пишет обозреватель Bloomberg Леонид Бершидский. Путинское выступление перед российским парламентом во вторник стало именно такой речью, а мир, который до этого, возможно, существовал лишь в голове российского президента, стал настолько же реальным, насколько присоединение Крыма к РФ, пишет обозреватель.«Выступая в Кремле, полный имперского величия, окруженный не менее чем шестью триколорами и с двуглавым мраморным орлом над головой, Путин был благосклонным царем, доносящим разные послания своим верным подданным, союзникам и врагам, внутренним и внешним. Его эмоциональная палитра была шекспировской в своем масштабе – от душераздирающей боли прошлых поражений до нескрываемого триумфа новых побед. Даже высказывания в стиле ленинградского мальчишки из рабочего класса не нарушили волшебства этого 46-минутного выступления, которое было прервано аплодисментами не менее 32 раз», - отмечает автор колонки.

Заключение.

Подведем итоги проведенного исследования.

. Имидж (образ) государства - важнейшая составляющая его внешней политики. Чем позитивнее имидж, тем легче государству добиваться реализации его основных целей - обеспечения собственной безопасности и удовлетворения своих политических, экономических, гуманитарных интересов. Имидж государства важен и во внутреннем плане, от него зависит политический настрой нации, ее сплоченность.

. Образ России на международной арене традиционно отличался противоречивостью. Этому способствовали особенности государственного устройства, национальная психология, многочисленные войны, личностные черты глав Российского государства.

Для нейтрализации негативного образа России представляется необходимым: во-первых, избавиться от увлечения подражательством и заискиванием перед Западом, научиться уважать собственные национальные идеалы; во-вторых, проявлять сплоченность и совместность действий как на уровне российского общества, так и при взаимодействии с ближайшими союзниками; в-третьих, начать относиться к свободе, жизни и достоинству человека как к высочайшей ценности.

Список использованной литературы.

1.Алексеева А.А. Образ современной России в отечественных и зарубежных СМИ. Новосибирский Государственный Университет, 2009.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области