Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Изучение геометрии в начальной школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Изучение геометрии в начальной школе

СЛАЙД 1

В настоящее время актуальными являются проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Для формирования высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника, существенную роль в начальной школе важно отводить изучению геометрии.

Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, имеет широкое значение во всей познавательной деятельности человека. СЛАЙД 2

Задачей начальной геометрической подготовки в 1-4 классах считается формирование пространственных представлений и приёмов конструктивно-геометрической деятельности учащихся. СЛАЙД 3

Пространственные представления включают в себя форму, положение, величину, направление и другие пространственные отношения и связи. Задача развития у младших школьников геометрических представлений, способности к обобщению состоит в том, чтобы научить их видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения.

Формирование пространственного мышления ребёнка является важнейшей частью его интеллектуального развития в целом. А возраст младшего школьника является в принципе наиболее благоприятным для развития пространственного мышления.

Геометрический материал в начальной школе не выделен в отдельный предмет или блок, а изучается внутри общего курса математики.

Я работаю по программе «Школа 21 века» уже 13-й год и хочу заметить, что в курсе математики в последнее время усилена роль геометрического материала т.е. авторы программы придали начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объёму, так и по методам изучения.

Геометрический материал в гораздо более высокой степени, чем арифметический и алгебраический, соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления – образному. А основной единицей пространственного мышления как раз является образ, в котором представлены: форма, величина, взаиморасположение составляющих его элементов.

СЛАЙД 4

Кроме пространственных отношений изучение геометрии в начальной школе способствует:

-накоплению запаса представлений о геометрических фигурах;

-формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развитию практических умений: чертить и измерять;

-подготовке детей к дальнейшему изучению геометрии. СЛАЙД 5

Методы и приемы, используемые при изучении геометрического материала

Важное место занимает при изучении геометрического материала наглядность.

Цель метода наглядности в начальной школе: обогащение и расширение непосредственного, чувственного опыта детей, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного. В начальных классах применяется естественная, рисунковая, объемная и графическая наглядность.  

Особую важность при изучении геометрического материала приобретает использование метода практической работы. Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта, использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета.

Каждый учитель постоянно должен понимать, что прочные знания у детей будут в том случае, если он будет опираться на жизненный опыт ребенка, на связь изучаемого материала с окружающей действительностью.

Это достигается систематическим использованием приёма материализации геометрических образов. Например, прямая линия не только вычерчивается с помощью линейки, представление о ней даёт и край – ребро линейки, натянутая нить, линии сгиба листа бумаги, линия пересечения двух плоскостей (например, плоскости стены и плоскости потолка).

Постоянно должна проводиться работа, связанная с наблюдением, сравниванием групп предметов.

Значительное место в методике должно отводиться применению приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур. С 1 класса это позволит из множества фигур наглядно (без помощи определений) выделять множество кругов, множество многоугольников, множество линий , уточнять свойства фигур, классифицировать их.

СЛАЙД 6

Формирование пространственных представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых фиксируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребёнка уже с самого раннего детства и встречаются повсюду. Поэтому работа с геометрическим материалом ведется не только на уроках математики, но и на уроках технологии и изобразительного искусства. СЛАЙДЫ 7-11

Задания на «геометрию формы» выполняется с 1-го класса в виде игр на составление целого из частей (геометрические фигуры, изображения) и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур. К ним относятся игры «Составь картинку», геометрические мозаики. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов) также являются материалом для таких игр. У нас это наборы «Учись считать», выполненные из дерева.

Эти игры дают развитие у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. Ребята учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку по образцу, указанию учителя, по собственному замыслу. СЛАЙД 12

Очень интересны упражнения «Дорисуй», «Построй фигуру». В учебнике или тетради изображаются геометрические фигуры, и ребёнок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре данную геометрическую форму. Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт.

СЛАЙДЫ13-16

В качестве дополнительного материала на уроках математики решаются задачи на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения этих задач идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребёнок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.

СЛАЙД 17-18

Очень интересны детям задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Решение задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от фигур другой путём анализа и сравнения, выделения и обобщения признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, сопоставляющих ту или иную группу.

СЛАЙДЫ 19-20

Особенно дети любят графические диктанты, когда нужно нарисовать по заданному алгоритму по клеточкам предмет или нарисовать его по образцу.

СЛАЙДЫ21-23

Так же в нашей школе изучение геометрического материала ведется и на занятиях внеурочной деятельности. Школой закуплены наборы конструкторов «Тико».

В результате изучения геометрического материала у младших школьников должны быть сформированы компетенции в виде следующих умений:

- осуществлять анализ геометрической фигуры, используя приобретённые ранее знания;

- обосновывать свои действия, делать простейшие логические выводы, мотивировать увиденное;

- сопоставлять и обобщать свойства геометрических фигур, овладевать знаковой системой (способом обозначения геометрических фигур буквами);

- выделять существенные признаки геометрической фигуры, моделировать и конструировать геометрические фигуры из совокупности фигур, разбивать геометрические фигуры на классы;

- строить простейшие геометрические фигуры;

- видеть знакомые образы геометрических фигур в совокупности фигур и находить их по существенным признакам;

- читать геометрические чертежи с использованием буквенных и числовых обозначений;

- решать практические задачи по измерению длин отрезков, вычислять периметр многоугольника и находить площади прямоугольника, квадрата и фигур, составленных из прямоугольников, квадратов и др.

Компетенция считается сформированной, если ученик может применять перечисленные умения в практической деятельности. Следует отметить что, геометрический материал представленный в курсе УМК «Начальная школа XXI века» равномерно распределён по классам, обеспечивает успешную преемственность в переходе обучения с младшего звена в среднее звено и позволяет реализовывать основную цель: формирование вышеперечисленных компетенций учебной деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области