Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 города Пугачева Саратовской области имени П.А. Столыпина»
«Технология критического мышления как стадия организации учебного процесса на уроках изобразительного искусства»
/выступление на районном методическом объединении
учителей музыки и изобразительного искусства/
Подготовила: Башмакова Л.М.,
учитель изобразительного искусства
21 декабря 2017 год
«Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению». Джон Дьюи
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
·уметь самостоятельно приобретать знания;
·применять их на практике для решения разнообразных проблем;
·работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
·самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
·быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Для успешной реализации этих целей была разработана технология развития критического мышления.
Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.».
Технология критического мышления предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач.
Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.
Каким же образом должна быть организована учебная деятельность обучающихся, чтобы она стимулировала развитие их критического мышления на занятиях изобразительного искусства?
Я бы хотела поделиться с вами, уважаемые коллеги, опытом работы в 8 классе по предмету изобразительное искусство. Я работаю по учебнику А.С. Питерских «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» под редакцией Б.М. Неменского, Москва «Просвещение» 2014 год.
Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы».
В учебнике раскрываются особенности творческой работы художника в театре, кино, на телевидении — основы сценографии, кино, особенности операторского мастерства, использование компьютерных технологий. Изучение своеобразия образно-выразительного языка театра, кино и телевидения, их жанрового разнообразия, роли в жизни человека способствуют развитию у учащихся художественного мышления, выработке собственного отношения к самым разным явлениям культуры.
По каждой теме предлагается система практических художественно-творческих задания. И вот здесь ребятам я предлагаю следующие практикумы, которые приближены к школьной жизни, соответственно дадут более эффективный результат:
1.Практикум по разделу «Событие в кадре». Я предлагаю учащимся разделиться на группы по 4 человека. Далее распределяю темы для сбора информации (например, взять интервью у учителей физической культуры по самым ярким спортивным события за последние 2 месяца; у дежурного вахтера в течение недели брать информацию о количестве учащихся, пользующихся кибер-картами; провести мониторинг по школьной форме в течение недели в 5-6 классах; взять интервью по школе по вопросу школьного питания и т.д.). Ребята собирают информацию, ее обрабатывают, оформляют и выбирают из своей группы ведущего, который на уроке искусства будет сообщать школьную новость и оператора, который будет снимать выступление для дальнейшей рефлексии.
2.Практикум по разделу «Искусство театра». В этом разделе мы с ребятами готовим более пяти творческих заданий, которые позволяют отработать несколько тем сразу. Например, я ребятам даю задание: поставить отрывок русской народной сказки, далее предлагаю мультфильмы, отрывки известных кинофильмов и т.д. Как правило, не все сразу включаются активно в деятельность, но есть в каждом классе инициативная группа, которая и пробуждает интерес у других. Здесь ребята с огромным удовольствие начинают репетиционную работу уже со следующего дня. Распределяют роли, готовят костюмы, делают грим, собирают атрибуты для постановки. Работа кипит в течение всей рабочей недели. На каждом уроке ребята получают колоссальный опыт выступления перед публикой, учатся держать себя на сцене и выполнять общую групповую задачу. После таких уроков я уже вижу потенциал детей, информацию довожу педагогу дополнительного образования и таким образом, мы разыскиваем таланты и позволяем каждому ребенку проявить себя.
Уроки, построенные по технологии критического мышления показывают, что необходимо постоянно вовлекать учащихся в различные виды деятельности, в которых они могли бы критически оценивать прежде всего собственное поведение, мышление, а также проверять, анализировать, развивать, применять получаемую информацию, и где важен не ответ как таковой, а его поиск. Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным.
И если мы с вами, уважаемые коллеги, будет использовать технологию критического мышления, значит, мы способствуем самореализации личности учащихся.