О.В. БЫКОВА
МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА в системе современной общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС.
Проектная деятельность является сегодня неотъемлемой частью профессиональной культуры в любой сфере человеческой деятельности. Проектирование находит свое отражение в технологической подготовке школы в условиях ФГОС, в формировании проектной культуры учащихся не только в современной общеобразовательной школе, но и в системе дополнительного образования школьников. Под учебным проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, лично и социально значимая и выполненная учеником под руководством учителя. Творческая проектная деятельность учащихся осуществляется с помощью универсального дидактического метода – метода учебных проектов.
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств, творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющий практическую значимость. Хочется отметить, что метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивные, исследовательские методики.
Первый этап осуществления проекта – этап погружения в проект –
это самый короткий, но очень важный этап для получения ожидаемых результатов от проектной технологи, когда учащиеся определяют цель и задачи проекта. Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов эмоционального воздействия на учащихся.
На втором этапе – этапе организации проектной деятельности, когда организуется учебная и исследовательская деятельность учащихся, важно погрузить учащихся в информационное пространство по интересующей учеников теме. На этом этапе происходит планирование работы по решению дизайн-задач проекта. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в интернете, в журналах и посмотреть, что пишут об этом исследователи, технологи, ученые. Далее следует выступление с результатами ученического исследования. В завершении исследований весь материал монтируется в общую проектную канву.
На третьем этапе проектирования – этапе осуществления технологической деятельности. Это этап, когда спланирована работа, проведены исследования и пришло время действовать. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли идет ход технологической деятельности, каков уровень самостоятельности, есть ли ошибки? Когда учащимся не хватает знаний и умений, наступает благоприятный момент для учителя – это момент подачи нового материала, который так необходим ученику для завершения проекта.
Четвертый этап – это этап самооценки, самоанализа, испытания модели, рефлексии, и презентации результатов проектной деятельности учащихся. Этап презентации, как одна из целей проектной деятельности, и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя, бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны демонстрации результатов проекта.
То, что в ходе подготовки к презентации ученики готовят, можно назвать продуктом проектной деятельности. Это могут быть: плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, web-сайт, газеты, альманахи, костюмы, макеты, сценарий и прочее. Все это готовится как наглядное предъявление решения проектной проблемы.
На этапе презентации значимость оценки учителя возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку работе ученика, выставляет оценки. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. В заключение хочется отметить, что метод учебных проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных не только учебных, но жизненно важных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную , компетентностную личность, развивает творческие начала и умственные способности, необходимые качества развитого интеллекта.
Библиографический список
XII Харитоновские чтения, «Будущие исследователи – будущее науки». Саров, 2015.
Гуревич М., Павлова М. «Развитие детского творчества через технологические проекты». Нижний Новгород, 2001.
Жураковская В., Симоненко В. «10 творческих проектов для учащихся 7-9 классов». Брянск, 2003.
Маркуцкая С. «Тесты. Технология » М, 2009.
Павлова М. «Технологии – новый учебный предмет в школе». С-Пб, 2003.
Павлова М., Питт Д. «Образовательная область технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. Нижний Новгород, .
Павлова М., Питт Д. «Метод проектов в технологическом образовании школьников». М, 2003.
Сасова И., Марченко А. «Технология 5-8 классы» М, 2005.
Симоненко В. «Творческие проекты учащихся для 5-9 классов». Брянск, 2005.