"Из опыта внеклассной работы по предмету ОБЖ"

Ванданов Григорий Лобсанович, преподаватель технологии.ОБЖ
Республика Бурятия.г.Улан-Удэ

Оказание методической помощи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Муниципальное автономное образовательное учреждение «СОШ №20»

Министерства образования и науки Республики Бурятия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Ванданова Григория Лобсановича

преподавателя МАОУ СОШ №20

«ИЗ ОПЫТА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ»

г. Улан-Удэ,2015

Вступление

Актуальность данной темы обусловлена теоретическими и практическими запросами педагогической практики, связанными с воспитанием подрастающего поколения. Формирование гражданственности является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности школы по подготовке учащихся к выполнению важнейших социальных функций в предстоящей взрослой жизни.

Актуальность проблемыобуславливает тему методической разработки: «Из опыта внеклассной работы по предмету ОБЖ».

Объект исследования: зарничники МАОУ СОШ №20 воспитанники Центра допризывной подготовки г. Улан-Удэ.

Предмет исследования:процесс гражданского воспитания зарничников МАОУ СОШ №20.

Цель исследования: анализ опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и средств реализации гражданского воспитания учащихся школы совместно с Центром допризывной подготовки г. Улан-Удэ.

Задачи исследования: исследовать уровень гражданского воспитания зарничников МАОУ СОШ №20. Обобщить результаты внеклассной работы по формированию активной гражданской позиции зарничников учащихся МАОУ СОШ №20.

Историческая справка о школе МАОУ СОШ №20

Школа №20 является памятником военной истории. В этом здании в годы Великой Отечественной войны размещался эвакогоспиталь №940, что накладывало свой отпечаток на приоритетность патриотического воспитания школьников. И по сей день в школе сохранились традиции военно-патриотического воспитания учеников.

В школе активно функционирует музей истории школы (заведующий музеевед Зарубин Иван Михайлович), активно ведется поисковая работа по истории эвакогоспиталя №940 (Максимов Сергей Петрович). Под руководством преподавателя ОБЖ Ванданова Григория Лобсановича и куратора Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания г. Улан-Удэ – воина-интернационалиста Нимаева Булата Дамбаевича, учащиеся 6-8-9-11 классов в сентябре 2014 года, с согласия родителей были зачислены в состав объединения «Допризывник». И в течение всего года еженедельно проходили занятия по военно-спортивной подготовке с преподавателями «Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания учащихся г. Улан-Удэ» (директор центра Доржиев Николай Андреевич).

Нормативно-правовая база по формированию активной гражданской позиции

Гражданское воспитание становится неотъемлемой частью образовательного процесса в России.

1. Подготовлена Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2001-2005 гг.»

2. Письмо Министерства образования РФ от 15.01.2003 «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», где главной целью гражданского образования объявляется воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве.

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

Вывод:Гражданско-патриотическое образование способствует созданию социальной стабильности, экономического благосостояния страны и национальной безопасности.

Педагогический опыт свидетельствует, что цели обучения не могут быть достигнуты, если используются только школьные формы обучения. Поэтому государством принимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков в объединениях военно-патриотической направленности.

Целью воспитания и обучения в совместной деятельности с куратором ЦДП и ПВ воином-«афганцем» Нимаевым Булатом Дамбаевичем является не только нравственные, морально-психологические, физические качества, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Отечества.

Развить нравственные качества, такие как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие.

Необходимость формирования у зарничников – учащихся школы лучших нравственных качеств, таких как милосердие, доброта, совестливость, ответственность, порядочность, чувство долга, добросовестность, справедливость, дающих основу для гражданской позиции растущего человека, оспорить нельзя.

Именно поэтому приоритетное звучание придается педагогике достоинства, посредством которой и можно достигнуть желаемого результата в формировании достойных граждан современной России.

Концептуальной основой формирования достоинства человека является субъект – субъективные отношения как основа любого взаимодействия в образовательном процессе, а также успешная социализация личности с непременным уважительным отношением взрослых к ребенку.

Ежегодное участие в соревнованиях, проводимых ЦДП и ПВ таких как: «Школа безопасности», «Школа выживания», Военно-спортивная игра «Зарница», Туристических слетах и военно-спортивных состязаний на «Днях здоровья» в школе требуют от учащихся знания основ стрельбы из пневматического оружия, основных образцов стрелкового оружия.

В процессе обучения вносятся игровые элементы, что позволяет заинтересовать детей, наглядно показать, как для успешного решения задач стрельбы необходимы знания по таким школьным предметам, как математика, физика, химия, биология, черчение.

Игровая и соревновательная форма подачи материала является дополнительной положительной мотивацией к обучению.

Для создания комфортных условий обучения и воспитания военному делу большую помощь оказывает школе «Центр допризывной подготовки и патриотического воспитания» в лице директора Доржиева Николая Андреевича. Центром предоставлено оборудование и снаряжение (рюкзаки, котелки, фляжки и т.п.), а также пневматическое оружие. Администрацией школы в лице директора школы №20 Максимовой Надежды Михайловны выделено помещение под стрелковый тир. Куратором от ЦДП и ПВ воином-«афганцем» Нимаевым Булатом Дамбаевичем совместно с зарничниками изготовлен стенд «Лучшие стрелки МАОУ СОШ №20», где отражаются лучшие результаты по стрельбе из ПВ.

Немаловажным фактором успешности работы с детьми по военно-патриотическому воспитанию является наглядное отражение участия зарничников – учащихся школы во всех муниципальных мероприятиях проводимых в городе, таких как: «Перенос Вечного огня», «Вахта памяти» на мемориалах «Память» и «Ровесникам ушедшим в бой»; «День города», «Бессмертный полк», «Вручение памятных знаков «Юный защитник Отечества»; фотоконкурс «70 лет Победы в ВОВ», этапах военно-спортивной игры «Зарница»; участие в награждении «Победителей в сохранении памятников военной истории РБ» в театре Оперы и балета, для чего в школе развернуты стенды «Допризывник» и «Зарница».

Военная форма и государственная символика олицетворяют демократическое государство, свидетельствует о преемственности исторических традиций, поэтому у подрастающего поколения учащихся возникает искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны.

Условия при которых становятся неизбежным достижение лучших качеств личности и является проявление активного участия в деятельности имеющей общественно-политическую направленность, участие в доступных возрасту общественно-политических акциях.

В юбилейном году 70-летия Великой Победы 1941-1945 гг. учителями школы Жаргаловой Людмилой Сандыковной, Цыдендамбаевой Еленой Валентиновной, Жигжитовой Людмилой Дамбаевной, завучем по воспитательной работе Русановой Мариной Анатольевной организована и проведена городская акция «Трамвай победы», материал по которой был отмечен грамотами комитета по образованию г. Улан-Удэ на городском фотоконкурсе.

Зарничники приняли участие в награждении победителей масштабной школьной военизированной игры «Победа-2015» (разработчики учитель иностранного языка Жаргалова Л.С. и завуч по воспитательной работе Русанова М.А.).

В целом реализация всех задач внеклассной работы по военно-патриотическому воспитанию проходит через непосредственное участие Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания, для реализации этих задач ежегодно заключается договор о сотрудничестве между МАОУ СОШ №20 и ЦДП и ПВ г. Улан-Удэ.

Приемы личного воздействия на ученика включают базовые подходы:

Демократический– в организации деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена команды, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Это используется в проведении тренировок со снаряжением и даже при разработке маршрута следования до пунктов сбора, организации питания в полевых условиях.

Гуманистический – при организации деятельности все должно быть во имя ребенка и для ребенка. В процессе деятельности должны утверждаться нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения позволяют воспринимать каждого как уникальную личность и способствовать пониманию ее неповторимости.

Деятельностный– учащийся в школе живет реальной, сегодняшней жизнью. Им нужна реальная интересная деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая.

Моя задача – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы. Например, весной проводились акции: закладка «Аллеи, посвященной 25-летию вывода Советских войск и з Афганистана» на мемориале «Ровесникам, ушедшим в бой» в 2014 г. и закладка «Аллеи 70-лет Победы в ВОВ» в школе МАОУ СОШ №20 в 2015 г.

Творческий– деятельность по реализации программы обучения должна способствовать развитию социального, индивидуального, нравственного творчества.

Это дает учащимся возможность действовать не только в соответствии с вложенными в них обязанностями, но и согласно голосу собственной совести, в соответствии с требованием подлинной гражданственности. Учащейся 10 кл. Сухановой Ксенией был разработан эскиз штандарта зарничников.

Возрастной – формирование патриотических качеств личности осуществляется поэтапно, переходом из одной параллели в другую с изменением мероприятий программы. Например, после презентации доклада ученицы 9 «Б» класса Дарьи Цыбенжаповой о подвиге «Героя России матроса Алдара Цыденжапова» перед учащимися 5-х классов, каждым из них были изготовлены макеты эсминца «Быстрый» на котором был совершен Подвиг.

Укрепление здоровья и физической выносливости для приобретения военно-прикладных навыков - непременным условием чего является отказ от вредных привычек (курения).

График проведения соревнований вступает в противоречие с расписанием занятий и не всегда находит понимание у учителей предметников.

Сущность опыта заключается в планомерности и последовательности участия проводимых школьных и городских мероприятиях, еженедельной подготовке зарничников с начала учебного года, в подготовке и осуществлению, в соответствии с требованием техники безопасности, выездов команды и группы на соревнования и военно-спортивные тренировки.

Широкого освещения в школе успехов зарничников в средствах наглядной агитации и фотостендах. Возрождение ритуалов шествия знаменных групп на торжественных линейках, посвященных военным праздникам и событиям, связанным с ними. Придание статуса школьного праздника процедуру Постановки на воинский учет в военном комиссариате республики Бурятия, десятиклассников с приглашением работников Октябрьского комиссариата и сотрудников Центра допризывной подготовки и патриотического воспитания. Торжественное вручение на школьной линейке удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу призывникам, обучающимся в школе №20.

Результативность:

На проводимых соревнованиях зарничники школы занимали 2 и 3 места в викторине и пожарной подготовке, получили Диплом II степени на знание военной истории на тур. слете, посвященному «70-летию Великой Победы 1941-1945 г.» в 2015 году, личные грамоты за результаты в пулевой стрельбе из ПВ, надевании ОЗК. За активное участие и результаты в военно-патриотической подготовке пять зарничников: Филлипова Татьяна – 10 класс, Храбрая Анастасия – 8 класс, Найданов Аюр – 10 класс – командир отделения, Чумаков Денис – 10 класс и Дроздов Андрей – 8 класс получили памятный знак МОРФ «Юный Защитник Отечества».

В текущем году Милохов Николай учащийся 9а класса поступил в Кадетское училище г. Улан-Удэ. На будущий год запланировано поступление 3-х человек в кадетское училище и одного человека в военное училище.

Одним из результатов пропаганды здорового образа жизни является отсутствие курящих вблизи школы №20 и повышение общей культуры учащихся в плане реализации общешкольной воспитательной работы.

Составил: Преподаватель ОБЖ Ванданов Г.Л.

Список литературы:

1. Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] // Воспитание школьников. - 2008 - №6. - С. 3- 11.

2. Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания [Текст] / Р.А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. - Саранск, 2008. С. 21-24.

3. Воробьева В.В., Чистова Т.М. От трагедии войны к трагедии мира (из опыта гражданско-патриотического воспитания) [Текст] // Воспитание школьников. - 2010 - №2 - С. 20-27.

4. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение [Текст] / Ф.Б. Горелик.- М.: Просвещение, 1986. - 212 с.

5. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст] / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

6. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007.- 330с.- (Воспитательная работа).



Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection