МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
АРЗГИРСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
К О Н С П Е К Т
открытого занятия по теме:
«Путешествие в Страну «Рукоделие»
(по курсу «Специальность»)
Автор-составитель:
Польченко Любовь Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
с.Арзгир
2017 г
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте , девицы красные! Здравствуйте, гости дорогие! Я Мастерица-Рукодельница, зовут меня Любовь Алексеевна . Я пришла к вам в гости из волшебной Страны «Рукоделие » .
-Пришла я к вам не с пустыми руками. Я взяла с собой волшебный ларец.
-А хотите увидеть, какие тайны спрятаны в нем ? Вот такое зеркальце . Но оно заколдовано и только вы сможете прочитать по спирали буквы и снять злые чары с него.
Слайд 1.
(Путешествие в Страну «Рукоделие».)
-Умнички, у вас это получилось! Вот, это наше зеркальце , теперь оно расколдованно , и будет помогать нам в пути. Путешествуя мы узнаем как живут, и чем занимаются жители царств входящих в эту страну.Но прежде , чем отправляться в путь, давайте с вами познакомимся.
Показ из ларца.
-Вот вам волшебный клубочек. ( Он будет катиться попадая каждому из вас в руки , вы будете называть свое имя , при этом ниточку мы из рук не выпускаем) И получился у нас большой круг, который нас объединяет и мы дружно отправляемся в путь!
2.Вводная беседа.
-А поможет нам зеркальце, только его необходимо попросить показать нам правильный путь, чтобы мы не заблудились.
- Все знают сказочные слова: « Свет наш зеркальце скажи, да всю правду покажи? Давайте все дружно его попросим (дети говорят слова).
Слайд 2.
- Жили-были в Стране «Рукоделие» , 3 царства: Царство « Основы изобразительной грамоты» , Царство «Декоративно-прикладное искусство» и Царство «Веселые петельки» . Жители этих царств очень дружили между собой и часто ходили друг к другу в гости.
Слайд3,4,5.
В Царстве « Основы изобразительной грамоты» жили художники и краски, они рисовали с утра до вечера портреты (это изображение людей), пейзажи (это изображение природы), натюрморты (это изображение предметов быта, фруктов и овощей).
Слайд 6,7,8.
В Царстве «Декоративно-прикладное искусство» жили мастера и умельцы. Это было очень богатое царство. Оно включало в себя различные промыслы: Филимоново, Хохлома , Дымково и многие другие . А также мастерицы этого царства, плели, вышивали, ткали одежду и пояса.
Слайд 9.
В Царстве « Веселые петельки» жили самые искусные рукодельницы. Это царство занимает очень большую территорию в стране. Одним из самых любимых занятий рукодельниц этого царства являлось вязание крючком, а каждая мастерица знала историю вязания.
Слайд10.
-Девочки, а как вы думаете, кто первым начал вязать крючком , мужчины или женщины?(мужчины)И вот что об этом рассказывают историки: « Вязание зародилось в Аравийской пустыне у бедуинских племен 3 тысячи лет назад. Мужчины пасли скот и вязали длинными крючками-спицами, а женщины готовили пищу, вели хозяйство и занимались воспитанием детей.
-Девочки, а вы знаете, из каких материалов раньше изготавливали крючки? Молодцы! Крючки в разные времена были сделаны из золота, серебра, кости.
Показ из ларца.
-А я вам принесла современные крючки. Обратите внимание, они бывают толстые и тонкие, двусторонние и односторонние, сделанные из стали , алюминия, пластмасса , меди и дерева.
Показ из ларца.
- Какой простой инструмент ! А вот такие красивые игрушки , салфетки, картины и модели одежды вяжут крючком мои маленькие помощницы-рукодельницы, которым всего от 7до14лет. А чтобы они не загордились, я им всегда рассказываю одну из легенд Древней Греции .
Слайд13.
- Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам .Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой , сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку- нельзя быть выше богов .Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не смогла смирится с таким позором . Афина пожалела девушку и превратила ее в паука. И с тех пор паук - Арахна , вечно ткет свою паутину.
Проще и удобнее было использовать шерсть домашних животных (Каких?): овец, коз, собак, кроликов. Слайд14. Из этой шерсти пряли на прялках или веретене в домашних условиях пряжу ,а затем вязали теплые и красивые вещи.
- Девочки, а у кого из вас мамы или бабушки умеют вязать крючком? А какими нитками они вяжут? Показ из ларца. ( шерстяными, хлопчатобумажными , « Ирис», « Травка», «Ангора», «Мохер» ).
3. Практическая работа.
- Девочки, и сегодня я вам предлагаю прикоснуться к этому древнему виду рукоделия и связать в начале в. п. , а затем, косичку из воздушных петелек .Для чего нам понадобится косичка, я вам расскажу позже.
Слайд 15.
- А теперь , девочки обратите внимание, для работы вам понадобятся крючок, нитки и ножницы. Работа с ними требует особой осторожности и внимания, поэтому нам надо всегда помнить о технике безопасности.
- Девочки, как надо передавать крючок и ножницы друг другу?
(передавайте ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями)
-положение тела при работе должно быть удобным;
-отходы и мусор кладите в специальную корзинку на столе;
-И теперь мы смело можем приступать к вязанию .
- Посмотрите на свои ручки. Какие они у нас красивые! Сегодня у нас будут работать все пальчики. Давайте вспомним их названия? Теперь загибаем пальчики вот таким образом. ( показ). Это положение пальчиков левой руки во время вязания. Теперь берем в руки нитки и выполняем первую в. п. «птичку »:
1) птичка гнездышко свила;
(сделанную петлю берем в правую руку, разгибаем пальцы левой руки и накидываем нить, перекладываем петлю из правой руки в левую, берем в правую руку крючок, на крючке есть выемка, она должна смотреть на нас и вниз)
2) птенчика вывела ;
(входим сзади и захватываем нить)
3)птенчик вырос и на ветку сел;
(затянуть);
4)кошка пришла, «Мяу» сказала, а птенчик улетел ! ;
(правильно сделанный птенчик действительно « улетит»- если дернуть за нитку, петля распустится).
Физминутка «У Маланьи , у старушки».
-Девочки, мы с вами так много узнали и сделали , что вы наверно устали. И я предлагаю вам пойти в гости к старушке Маланье и отдохнуть.
- Давайте станем полукругом и вы будете повторять движения за мной.
-У Маланьи, у старушки,
-Жили в маленькой избушке
-Семь сыновей, семь дочерей,
-Все без бровей.
-С такими ушами,
-С такими глазами (дети показывают большие уши и глаза),
-С такими носами,
-С такими усами (показывают длинный нос и усы).
-С такой головой,
-С такой бородой (показывают большую голову и бороду).
-Ничего не ели,
-На нее глядели ( скрещивают руки на груди).
-Делали вот так! (пальчиковая гимнастика)
Слайд16.
-Девочки, теперь , когда первая петля связанна, вяжем косичку из в.п..
-Поторапливайтесь .
-Итак, время наше истекло. Давайте покажем, какие у нас получились косички? Это наша первая дорожка в Царство «Веселые петельки». А когда вы освоите азы вязания, то станете Умельцами, затем Мастерами и Мастерами –наставниками, Слайд 17 Сможете связать картины в сложной технике и одежду которую сами будете демонстрировать на подиуме.Теперь отодвиньте ваши корзинки с вязанием.
- Обратите внимание, жители Царства « Декоративно-прикладное искусство» просили передать для вас вот такие красивые венички-обереги, Слайд 18только они не смогли их до конца украсить. И я думаю, что ваша фантазия и вот эти природные элементы, смогут превратить веничек в настоящее произведение искусства
. Слайд 19.
-Все знают, что такое оберег?
Оберег-это предмет, оберегающий свойствами защиты владельца от бед, защищающий дом, приносящий любовь, счастье, достаток. Например:
Слайд 20.
Веник - выметает энергетическую пыль из дома;
Мак - символ исполнения желаний; долголетие;
Кукуруза - символ взаимопонимания;
Семена подсолнуха - дети в доме;
Мешок - богатство;
Монета - копейка рубль бережет;
Подсолнух - энергия здоровья;
- У вас есть выбор. Что вам хотелось бы иметь в вашем доме: детей, здоровье, достаток. Итак, вы можете приступать к украшению оберега.
-Показывайте , что у вас получилось?
-Вот видите девочки, вы не только научились вязать косичку из воздушных петель , но еще и попробовали себя в новой роли, в роли художника. Эти обереги я хочу вам подарить на память о сегодняшнем дне, пусть они вас оберегают и наполняют ощущением счастья и радости жизни ваши дома.
Вот и подходит к концу наше путешествие в страну «Рукоделие».
-А ларец то мой еще не пуст, в нем еще есть умный клубочек. У него под бантиками есть вопросы к вам.
1) Когда зародилось вязание?
2) Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам?
3) Из каких материалов можно изготовить крючки?
4) Какие по качеству бывают нитки?
5)Кто первым освоил искусство вязания, мужчины или женщины?
6)Как называются царства входящие в страну «Рукоделие»?
7)Как называется первая воздушная петля ?
8)Что означает слово « оберег »?
9) Что рисуют жители в Царстве « Основы изобразительной грамоты»?
10) Чем занимаются жители Царства « Декоративно-прикладное искусство»
-Дети, а что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
-Как же мне приятно сейчас от знакомства с вами!
-Интересно , а какое у вас настроение? У меня есть еще вот такие веселые клубочки
. Слайд 21.
Красный - означает отличное настроение;
Желтый - означает хорошее настроение;
Белый - означает плохое настроение;
-Я пройду сейчас с ларцом и вы положите в него свое настроение в виде клубочка.
-Благодарю вас дети за активность и любознательность.
-До свидания, до новых встреч!
Слайд 1.
(Путешествие в Страну «Рукоделие».)
Слайд 2.- Жили-были в Стране «Рукоделие» , 3 царства: Царство « Основы изобразительной грамоты» , Царство «Декоративно-прикладное искусство» и Царство «Веселые петельки»
Слайд3,4,5.В Царстве « Основы изобразительной грамоты» жили художники и краски, они рисовали с утра до вечера портреты (это изображение людей), пейзажи (это изображение природы), натюрморты (это изображение предметов быта, фруктов и овощей).
Слайд 6,7,8.В Царстве «Декоративно-прикладное искусство» жили мастера и умельцы. Это было очень богатое царство. Оно включало в себя различные промыслы: Филимоново, Хохлома , Дымково и многие другие . А также мастерицы этого царства, плели, вышивали, ткали одежду и пояса.
Слайд 9. В Царстве « Веселые петельки» жили самые искусные рукодельницы. Это царство занимает очень большую территорию в стране. Одним из самых любимых занятий рукодельниц этого царства являлось вязание крючком, а каждая мастерица знала историю вязания.
Слайд10.-Девочки, а как вы думаете, кто первым начал вязать крючком , мужчины или женщины?(мужчины)
Слайд11. - Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь Слайд14. Из этой шерсти пряли на прялках или веретене в домашних условиях пряжу ,а затем вязали теплые и красивые вещи.
Слайд 12. А теперь , девочки обратите внимание, для работы вам понадобятся крючок, нитки и ножницы. Работа с ними требует особой осторожности и внимания, поэтому нам надо всегда помнить о технике безопасности.
Слайд13.-Девочки, теперь , когда первая петля связанна, вяжем косичку из в.п.
Слайд 14 Сможете связать картины в сложной технике и одежду которую сами будете демонстрировать на подиуме. ,
Слайд 15жители Царства « Декоративно-прикладное искусство» просили передать для вас вот такие красивые венички-обереги только они не смогли их до конца украсить
Слайд 16.-Все знают, что такое оберег? Оберег-это предмет, оберегающий свойствами защиты владельца от бед, защищающий дом, приносящий любовь, счастье, достаток
Слайд 17.
Веник - выметает энергетическую пыль из дома;
Мак - символ исполнения желаний; долголетие;
Кукуруза - символ взаимопонимания;
Семена подсолнуха - дети в доме;
Мешок - богатство;
Монета - копейка рубль бережет;
Подсолнух - энергия здоровья;
. Слайд 18.Красный - означает отличное настроение;
Желтый - означает хорошее настроение;
Белый - означает плохое настроение;