интегрированный урок "Отечественная война 1812 года в истории и литературе"

Миронова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Курская область Советский район посёлок Кшенский

Познакомить с Отечественной войной 1812 года,с художественными произведениями,посвящёнными теме Отечественной войны 1812 года.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина»

пос. Кшенский Советского района Курской области

Конспект интегрированного урока истории и литературы

«Отечественная война 1812 года»

Подготовлен учителем

русского языка и литературы

Мироновой Ириной Анатольевной

1.Оргмомент.

Слово учителя литературы.

Здравствуйте!—Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь

У нас сегодня необычный урок,интегрированный .Его можно назвать историко-литературным.Сегодня на одном уроке встретятся как старый друзья два школьных предмета :история и литература.И это не случайно,так как в любой области человеческого знания,по словам К.Г.Паустовского,есть бездна поэзии.

Но прежде чем вы будете знакомиться с темой урока нам бы хотелось узнать,с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок.

2.Рефлексия эмоционального состояния.

3.Определение темы урока. по опорным словам «Наполеон», «1812» «Кутузов»

Слово учителя истории

Тема урока – Отечественная война 1812 года. Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свой Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.

:4.Сообщение цели урока.

Слово учителя истории

Мы с вами рассмотрим следующие вопросы

Предпосылки и Причины Отечественной войны 1812года.

Характер войны, соотношение сил.

Вторжение Наполеона в Россию.

Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

Бородинское сражение.

Совет в Филях и оставление Москвы.

Партизанское движение и народное ополчение.

Отступление и гибель «Великой армии».

Слово учителя литературы.

Вы узнаете о связи литературы и истории,познакомитесь с художественными произведениями.посвящёнными теме Отечественной войны 1812 года.

5. Изучение новой темы

Слово учителя истории о начале Отечественной войны.

Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

А сейчас мы с вами пронесемся сквозь века и окажемся в роковом 1812 году. Именно это дата является исторической, т.к. в этом году была была Отечественная война. (Беседа с учащимися).

- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

(восточное, западное, северное: восточное направление — борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье; западное (европейское) направление — участие в войнах против наполеоновской Франции; северное – война со Швецией за побережье Балтийского моря.)

- Какое направление внешней политики было наиболее актуальным и почему?

(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).

- Что такое континентальная блокада?

(прекращение торговых отношений с Англией)

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

( сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России, Россия оказалась в изоляции, авторитет Александра резко упал)

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.

Ребята вспомните из курса новой истории, какие бывают войны?

(Захватнические и освободительные).

А чем они отличаются?

(Причинами и целями)

Работа с историческим источником. (работа в парах)

Задание. 1-й документ приказ Наполеона при переходе армии через Неман. Прочтите и проанализируйте документ. Выясните причины войны со стороны Франции. Вопросы: Каковы причины войны по словам Наполеона?

Каков повод к войне?

2-й документ «Приказ Александра I по русской армии».

Вопросы:

Какие способы в отношениях с Францией использовала Россия?

Какова была цель России?

Приведите слова, доказывающие, что Россия сама не хотела развязывать войну.

Какова причина войны со стороны России?

Исходя из причин, определите характер войны.

Вопрос Итак, назовите причины войны со стороны России и Франции по данным документам.

Для Франции

Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;

3. падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.

Слово учителя литературы.

Ум, воля и дерзость Наполеона способствовали тому, что он в скором времени оказывается героем многих романтических произведений литературы. Каких, вы сейчас узнаете .Об этом вам расскажет Сафонов Павел.

Индивидуальное сообщение.

Просмотр видеофрагмента о войне1812 года

Выступление учащихся с сообщениями.

1.Барклай де Толли – лифляндец по происхождению, быстро сделал карьеру,

честно служил России, но с его именем не соединилось ни одно знаменитое сражение. Участвовал во взятии Очакова, отличился в войне со шведами, но до его назначения на пост военного министра большинство русских о нём ничего не слышало.

Был по – немецки точен, сух, аккуратен, холоден, замкнут, требователен к себе и к другим. Всегда держал дистанцию с подчинёнными. был талантливым стратегом, но слишком отличался от полководцев суворовского образца – был далёк от солдат, поэтому его считали чужаком, да и нерусская фамилия этому способствовала.

В штабе его уму и достоинствам завидовали, поэтому Барклай стал жертвой сплетен. В 1812 году был главнокомандующим 1-й русской армии и вынужден был отступать под натиском французов, сохраняя армию. Вокруг видел озлобленные лица, слышал незаслуженное прозвище «изменник». Горячий, несдержанный Багратион в письмах к Ростопчину называл его трусом. В июле армии Барклая и Багратиона встретились в районе Смоленска, и сговориться между собой столь противоположные по характеру и темпераменту полководцы не смогли.

Слово учителя литературы.

Горькую судьбу Барклая де Толли лучше всех передал А.С.Пушкин в стихотворении «Полководец». Поэт высоко оценил заслуги полководца .Давайте послушаем это стихотворение А.С.Пушкина.

Чтец

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шёл один ты с мыслью великой.

И, в имени твоём звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

и тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал…

И долго укреплён могущим убежденьем

Ты был неколебим пред общим заблужденьем:

И на полпути ты должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца весёлый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти,-

Вотще!-

О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведёт в восторг и умиленье!

2.Иван Петрович Багратион был грузин, из знатного княжеского рода. Народ любил его как верного и любимого ученика Суворова. Человек горячий, откровенный, резкий, мужественный, он пользовался, в отличие от Барклая де Толли, большой любовью в войсках. Во время отступления командует 2-й армией, но если Барклай, отступая, осторожен, его цель – сохранить армию, то Багратион часто идёт на рискованные столкновения с врагом. Это выглядит гораздо патриотичнее, но вряд ли разумнее. Барклай отмалчивается, Багратион постоянно выступает с пламенными патриотическими речами, призывая дать врагу отпор.

В Шевардинском сражении Кутузову постоянно приходится отправлять Багратиону депеши, чтобы он, руководя левым флангом, зря не лил кровь своих солдат.

В Бородинском сражении он оказывается в самом жарком месте боя. Французы постоянно наступают на Багратионовы флеши, но войска стоят насмерть. Здесь Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался.

Слово учителя литературы.

А сейчас я предлагаю вам послушать,что о Багратионе пишет В.А.Жуковский в стихотворении «Певец во стане русских воинов»

Чтец

И ты… и ты, Багратион?

Вотще друзей молитвы.

Вотще их плач… во гробе он,

Добыча лютой битвы.

Ещё дружин надежда в нём;

Всё мнит: с одра восстанет:

И робко шепчет враг с врагом:

«Увы нам! скоро грянет».

А он… навеки взор смежил,

Решитель бранных споров,

Он в область храбрых воспарил

К тебе, отец Суворов.

На фоне народной войны нужен был полководец, которому бы верил народ. Главнокомандующим назначают Кутузова.

3.Михаил Илларионович Кутузов был избран главнокомандующим армии после Смоленска, ему 67 лет. Глаз он потерял во время взятия Очакова, а в 1788 году, во время кампании против турок, вновь ранен в голову. Александр 1 держит его в «почётной ссылке» - отправляет дипломатом в Стамбул, боясь, что Кутузову известны подробности убийства Павла 1. В 1805 году при Аустерлице, когда оба императора бежали, старается спасти полки, при этом ранен в левую бровь… В 1809 году он – военный губернатор в Вильно, в 1811 командует Дунайской армией, выполняет задачу – заключить с Турцией мир, что ему удаётся. Но в 1812 году прозябает в своём имении.

Его назначение и приезд в армию вызывает ликование. Поют частушки:

Барклай де Толли

Не нужен боле.

Приехал Кутузов

Бить французов.

Слово учителя литературы.

В.А.Жуковский писал о Кутузове :

Он взором жизнь даёт полкам:

Он махом мощной длани

Их мчит во сретенье врагам

В средину шумной брани;

Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь израненным челом

Пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

С ним опыт, сын труда и лет;

Он бодр и с сединою;

Ему знаком победы след…

Доверенность к герою!

Нет, други, нет! не предана

Москва на расхищенье;

Там стены!... в россах вся она:

Мы здесь, - и бог наш – мщенье.

А вот что говорил Пушкин о Кутузове: «Кутузов один обличён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал».

Слово учителя литературы.

Мы послушали сообщения о генералах 1812 года,а у Марины Цветаевой есть замечательное стихотворение «Генералам 1812 года».Оно было положено на музыку и получился прекрасный романс, который мы сейчас послушаем.

Прослушивание романса ««Генералам 1812 года»

Слово учителя истории о Бородинском сражении.

Просмотр видеофрагмента о Бородинском сражении.

Слово учителя литературы.

Это историческое сражение нашло своё отражение и в литературе. М.Ю.Лермонтов к юбилею создаёт стихотворение «Бородино».Давайте вспомним строки из этого известного стихотворения.

Прослушивание стихотворения «Бородино»

Прослушивание песни «Марш героев 1812года»

Слово учителя истории

Хотя в Бородинской битве никто не проиграл и никто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

Слово учителя истории о совете в Филях и оставлении Москвы.

1 сентября в деревне Фили собрался военный совет. Кутузов понимал, что идти на сражение, значит рисковать судьбой Отечества. На военном совете Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к следующим битвам.

2 сентября русская армия оставила Москву. В тот же день передовые отряды французов вошли в Москве ( показ на карте). Французский император Наполеон ждал, что москвичи принесут ему ключи от Москвы, как это было во многих городах Европы. Но Москва была пуста. Это ошеломило Наполеона. Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней.

Наполеон долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но напрасно.

Входя в опустелую Москву, наполеоновская армия надеялась отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.

Слово учителя литературы.

А.С.Пушкин с помощью стихотворных строк рисует картину того грозного времени.

Чтец

«Напрасно ждал Наполеон…

Напрасно ждал Наполеон,2Последним счастьем упоенный,Москвы коленопреклоненнойС ключами старого Кремля:Нет, не пошла Москва мояК нему с повинной головою.Не праздник, не приемный дар,Она готовила пожарНетерпеливому герою.»

.Слово учителя литературы.

О том ,в каком положении оказался Наполеон, рассказывает И.А.Крылов в своей басне «Волк на псарне».

Прослушивание басни «Волк на псарне».

Давайте послушаем комментарий к басне.«Волк на псарне».

Выступление учащегося с комментарием к басне «Волк на псарне».

Дело в том, что в то время, когда жил и творил Крылов, не было возможности говорить все прямо — цензура за это жестко карала. Именно поэтому аллегория приобрела такую огромную популярность Басня «Волк на псарне» была написана во время Отечественной войны 1812 года.В один прекрасный день Иван Андреевич Крылов проводил вечер в гостиной у Олениных-именно там он узнавал все самые последние новости о войне.Тургенев рассказывал историю о том,как Наполеон запросил мира,а Кутузов взял и отказал ему.Ни о каком перемирии и не могло быть речи,пока французы были в самом сердце нашей страны-в Москве.Иван Андреевич Крылов слушал её с особым трепетом и волнением.Отмечали даже то,что он смахивал слёзы со своих глаз.В этот вечер Крылов необычайно рано покинул гостеприимный дом Олениных,где потом не появлялся в течение нескольких дней.Именно в это время великий баснописец и писал своё произведение. В образе седого и мудрого Ловчего мы с лёгкостью узнаём Кутузова,великого русского полководца.Наполеон же предстаёт в образе волка,который хотел напасть на Россию и одержать победу,но ничего у него не выщло.Волк показан как лицемер,его внешний вид совершенно не соответствует его речам,что свидетельствует о его необыкновенной коварности.Псарня в прямом смысле становится настоящим адом для волка.

Слово учителя литературы.

По свидетельствам современников,Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам.При чтении строк: «а я приятель сед»,полководец снял фуражку и потряс наклонённой седой головой.Чтение басни сопровождалось дружным хохотом.На другой день басню читал весь лагерь.Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии.

Слово учителя истории.

Гибельной для захватчиков стала «малая война»,под которой Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов. Над французскими войсками поднялась «дубина народной войны»-:крестьяне уходили в леса и по-своему боролись с неприятелем. Такими были Василиса Кожина,Герасим Кудрин.,храбрец.. Героем партизанской войны становится Денис Давыдов,гусар,поэт.

Сообщение о Денисе Давыдове.

.Слово учителя литературы.

Как я уже говорила,Денис Давыдов был поэтом.Пушкин говорил, что многим, как поэт, обязан Давыдову: «Он дал мне почувствовать, что можно быть оригинальным, не попадать под влияние Жуковского или Батюшкова».В своих стихотворениях Давыдов даёт портреты боевых товарищей.

Одно из его стихотворений,положенных на музыку,мы сейчас послушаем.Это песня из фильма «Эскадрон гусар летучих»,который был посвящён Денису Давыдову,роль Дениса Давыдова в фильме сыграл знаменитый актёр Ростоцкий.

Именно о нём Глинка написал своё стихотворение «Партизан Давыдов»

Чтец

«Партизан Давыдов»

Усач. Умом, пером остер он, как француз,Но саблею французам страшен:Он не дает топтать врагам нежатых пашенИ, закрутив гусарский ус,Вот потонул в густых лесах с отрядом -И след простыл!. . То невидимкой он, то рядом,То, вынырнув опять, следомИдет за шумными французскими полкамиИ ловит их, как рыб, без невода, руками.Его постель-земля, а лес дремучий-дом!И часто он, с толпой башкир и с козаками,И с кучей мужиков, и конных русских баб,В мужицком армяке, хотя душой не раб,Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.Давыдов! Это ты, поэт и партизан!. .

28-летний Денис Давыдов вдохновил современного поэта-барда Булата Окуджаву на создание песни «Кавалергарда век недолог…».Давайте послушаем эту песню.

Просмотр видео «Кавалергарда век недолог…».

Слово учителя истории об окончании Отечественной войны 1812 года.

Работа с учебником.Чтение Манифеста.

Слово учителя литературы.

В честь императора Александра I по случаю окончания Отечественной войны  1812 года был даже создан .Русский алфавит

«Александр Благословенный, Высотою Гения Державы Европейские Жестоких Зол Избавивший,Короны Лишивший Мучителя Наполеона, Оградивший Пределы России Союзами Твердыни,Увенчавший Франции Христианнейших Царей Честию, Шествует, Щастие  Югу  Явив».

Слово учителя литературы.

Война окончилась.Наступило мирное время.Постепенно война отходила в мир воспоминаний и легенд,но вызвала огромный интерес в среди скульпторов,художников,композиторов.

Презентация об увековечивании памяти о войне 1812года.

Слово учителя литературы.

К сожалению,война 1812 года оказалась далеко не последней.Были в истории России 20 века войны гораздо более жестокие и кровопролитные,однако опыт этой войны никогда не забывался.

А слова современника Сергия Радонежского: “В единстве сила Руси!”, актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величие подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!” (А. Никитин)





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
ВНИМАНИЕ! Дипломы на эл. почту НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ. Все дипломы можно скачать в таблицах с итогами мероприятий через раздел Скачать дипломы
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.10.2018

Полезные материалы для воспитателей




click fraud detection