Диагностика подготовленности первоклассников к школе.

Ильдутова Наиля Габдулахатовна, учитель начальных классов
Ульяновская область Новомалыклинский район село Средняя Якушка

Выявить степень подготовленности детей к обучению.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Аналитическая справка

по результатам диагностического обследования готовности первоклассников

Сентябрь 2017г.Учитель Ильдутова Наиля Габдулахатовна.

Согласно плану работы МОУ Среднеякушкинская СОШ в сентябре была проведена стартовая диагностика готовности первоклассников к школьному обучению.

Цель проведения диагностики– получение информации об уровне сформированности у первоклассников предпосылок овладению учебной деятельностью и готовности к обучению в школе.

Диагностика проводилась на основе использования методических рекомендаций для определения готовности детей к школе. Задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.

В содержание стартовой диагностической работы было включено 5 заданий для групповой диагностики и 6 заданий для индивидуальной диагностики, в ходе выполнения которых проверялись:

состояние пространственного восприятия;

состояние зрительного восприятия;

состояние моторики и зрительно-моторных координаций;

умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;

наличие интуитивных до числовых представлений;

овладение представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;

умение сравнивать два множества по числу элементов;

развитие фонематического слуха и восприятия;

сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

Проба на внимание (поиск различий в изображениях)

Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Познавательные действия

Регулятивные действия

Личностные универсальные учебные действия. Действия самоопределения и смыслообразования.

Формирование вышеобозначенных показателей готовности предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования.

В результате анализа итогов педагогической диагностики установлено следующее.

В 2017-2018 учебном году в первом классе обучаются 6 человек. В ходе диагностики было обследовано 6первоклассников (100%)от общего количества).

Из них высокий уровень сформированности предпосылок к успешному обучению показали 2первоклассника (33,2%) ,средний 2 человека (33,2%), ниже среднего - 2 ученик ( 33,2 % ).

Анализ результатов

В первом заданиибыло необходимо

уметь передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотри сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь ты будешь выполнять задание. Внутри маленькой рамочки ты видишь фигуру. Рассмотри ее. Возьми карандаш. Нарисуй похожую фигуру в большой рамочке» (педагог обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Результаты:

0 баллов получило 2ученика– 33,2% .

1 балл получили 3 ученика– 50% .

2 балла – 1 ученик / 16,6%

3 балла – не получили никто

Во втором задании нужно было показать умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание ты будешь выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найди на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьми красный карандаш, отсчитай от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрась красным карандашом.

2. Возьми синий карандаш. От красной клетки отступи вниз на две клеточки и третью закрась синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрась зеленым карандашом.

4. Возьми желтый карандаш. Отсчитай от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрась желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;

1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

 Результаты:

0 баллов получило 3 человека- 50%

1 балл получили 2 первоклассника 33,2 %

2 балла получил 1 первоклассник – 16,6%.

3 балла не получил никто.

В 3 задании нужно было выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3).  Послушай задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурит сегодня в классе? Нарисуй столько кружков, сколько детей дежурит сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуй столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить)».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

3 балла – обе задачи выполнены верно.

Результаты:

0 баллов – 2 ученика / 33,2%.

1 балл – 3 ученика / 50%

2 балла - 1 ученик / 16,6 %

В 4 заданиинужно было сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найди у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуй рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуй еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);

3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Результаты :

0 баллов - 3 человека / 50 %

3 балла - 3 ученика / 50 %

В пятом задании проверялосьумение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. «Рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не принято, линия не проведена;

1 балл – линия проведена неверно;

3 балла – линия проведена правильно.

Результаты :

0 баллов - 1 ученик/ 16,6%

1 балл - 2 ученика / 33,2%

3 балла - 3 ученика / 50%

В 6 задании проверялосьсостояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотри на эти картинки. Видишь, под ними есть небольшие кружочки. Тебе нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступай к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;

3 балла – правильное выполнение задания.

Результаты:

0 баллов - 3 ученика / 50 %

1 балл - 2 ученика / 33,2 %

2 балла - 1 ученик / 16,6%

Анализ результатов выполнения групповых заданий позволил установить следующее об уровне развития первоклассников (в процентах)

умение ориентироваться на плоскости (50% первоклассников);

представления, лежащие в основе счета, представления об операциях сложения и вычитания (66,6% первоклассников);

умения сравнивать два множества по числу элементов (50%первоклассников);

умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (83,4% первоклассников);

фонематический слух и восприятие звуков (50% первоклассников);

звуковой анализ слова (50% )

Личностные универсальные учебные действия. Действия самоопределения и смыслообразования:

1 уровень (положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации).Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни) – 3 первоклассника (50%);

2 уровень (возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами) - 2 первоклассника .(33,2%);

3 уровень (сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни) - 1первоклассник (16,6%).

Регулятивные действия

наличие ориентировки(анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):

1 – отсутствует ориентация на образец - 2первоклассник(33,2%).

2- соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения – 3 первоклассника (50%).

3 -началу выполнения действия предшествует тщательный анализ и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания – 1первоклассник (16,6%).

характер ориентировки:

1 –развернутая с опорой на предмет - 1первоклассник (16,6%).

2 – в отдельных частях развернута, в отдельных – свернута - 3первоклассника (50%).

3 – свернутая ориентировка;

4 – ребенку не всегда удается организовать ориентировку - 2первоклассника (33,2%).

5– организованная – 0 первоклассник ().

размер шага ориентировки:

1 - мелкий– 3первоклассника (50%).

2 –пооперационный - 2первоклассника 33,2%).

3 – блоками-1первоклассник(16,6,%).

предвосхищение:

промежуточного результата:

1 – предвосхищения нет – 3 первоклассника (50%).

2 – в отдельных операциях – 2 первоклассника (33,2%).

3 – предвосхищение есть -1первоклассник (16,6%).

конечного результата:

1–нет – 4 первоклассника(66,6%).

2–возникает к концу действия – 1 уч. (16,6%)

3 – есть – 1 первоклассник (16,6% ).

характер сотрудничества(сорегуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия)

1 – сотрудничества нет – 2 первоклассника (33,2%).

2 – со-регуляция со взрослым – 2 первоклассника (33,2%).

3 – самостоятельная ориентировка и планирование – 2 первоклассника (33,2%).

степень произвольности:

1 хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия, - 3 первоклассника (50%).

2 – опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции – 2 первоклассника (33,2%%).

3 - произвольное выполнение действие в соответствие с планом – 1 первоклассник (16,6%).

степень произвольности контроля:

1 – хаотичный – 4 первоклассника (66,6%),

2 – эпизодический - 2 первоклассника (33,2%).

3 - в соответствии с планом контроля - 0

наличие средств контроля и характер их использования:

1 – средств контроля нет - 3первоклассника (50%),

2 – средства есть, но не эффективны- 3первоклассника (50%),

3 –средства есть, применяются адекватно;

характер контроля:

1 – нет – 3 первоклассника (50%),

2 – развернутый- 2 первоклассника (33,2%),

3 – свернутый- первоклассник (16,6%)..

Структурный анализ основан на следующих критериях:

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней):

1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена - 3первоклассника (50%),

2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес – 2 первоклассника (33,2%).

3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена- 1 первоклассник(16,6%).

план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями:

1 – нет планирования – 3 первоклассника (50%),

2 – план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется- 2первоклассника (33,2%),

3 – план есть, адекватно используется – 1 первоклассник (16,6%).

контроль и коррекция:

1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен – 4 первоклассника (66,6%),

2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная 2 первоклассника (33,2%).

3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная – 0 первоклассник (%).

оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче):

1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна - 3первоклассника (50%),

2- оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются - 2первоклассника (33,2%).

3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно –1первоклассник (16,6%).

Познавательные действия:

Отсутствует умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие - 3 первоклассника (50%).

Отсутствует сохранение (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множеств фишек различных цветов) - 2первоклассника (33,2%).

Сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы «ничего не прибавляли и не убавляли» - 1первоклассника (16,6%).

Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию:

Низкий уровень- 2первоклассника (33,2%).

Средний уровень- 2первоклассника (33,2 %).

Высокий уровень-2первоклассника (33,2%).

Проба на внимание (поиск различий в изображениях:)

ребенок не принимает задание – 1первоклассник – 16,6%

ребенок находит 1 – 3 различия - 4первоклассника ( 66,6%).

ребенок находит все различия - 1первоклассник (16,6%).

Выводы:

-уровень готовности первоклассников к школьному обучению по результатам стартовой диагностики оценивается как средний;

-уровень сформированности произвольности у обследованных учащихся в основном соответствует возрастным нормам;

- на высоком уровне у первоклассников сформированы умения передавать форму фигуры, выбрать и выполнить операции сложения и вычитания. Данные умения лежат в основе формирования таких универсальных учебных действий, как познавательные (логические) и регулятивные;

-анализ результатов входящей диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:

- уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия,

- уровень сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом.

Рекомендации:

Учителю, работающему в 1 классе внести коррективы в планирование и содержание занятий в 1-х классах на основе анализа результатов стартовой диагностики готовности первоклассников к обучению в школе;

Провести итоговую диагностику первоклассников с целью получения информации о динамике успешности обучения (май);

Использовать результаты стартовой диагностики для выстраивания индивидуальных траекторий обучения и развития первоклассников (в течение года);

Организовать взаимодействие учителей начальной школы и дошкольных группы по выработке общих подходов к решению выявленных проблем и затруднений, обеспечению преемственности дошкольного и начального образования (в течение года).





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection