Методическая разработка по литературе

Яушева Гульчачак Муллагалиевна, Учитель литературы
город Туймазы

Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Внеклассное мероприятие по литературе ( 8 класс)

Тема. Лермонтов-поэт и Лермонтов-писатель

Цели: 1) расширить представления учащихся о М.Ю.Лермонтове; повторить изученный материал о лирике поэта; познакомить с мнениями его современников;

2) выработать у  учащихся интерес к жизни и творчеству поэта М.Ю.Лермонтова, любовь к литературе;

3) развить умение логического мышления, внимания учащихся, навыков выразительного чтения.

Вид мероприятия: литературно-музыкальная композиция

Оборудование: компьютер, портреты и автопортреты М.Ю.Лермонтова, портреты родных, друзей и современников поэта, репродукции картин М.Ю.Лермонтова, фотографии с видами музея в Тарханах,Москве; стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении мастеров слова и обучающихся, романсы на стихи М.Ю.Лермонтова, плакаты с высказываниями о Лермонтове и его творчестве:

А.И.Герцен .: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, — она пробивается во всех его стихотворениях. Его поэзия - его мучение, его сила».

В.Г.Белинский: «Отрадно было видеть в его рассудочном, охлаждённом и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в человека».

I.Романс на стихотворение поэта «Парус» . Портреты на экране

II.Учитель.

Изучая произведения Лермонтова, мы знаем его лишь как поэта, писателя, но не как человека. Многих интересует портретное несходство, а также различное мнение о нем его современников: кто-то считает его загадочным, кто-то надменным, тщеславным. Становится интересно, а каким же на самом деле был Лермонтов –человек. Сам поэт верно определил свой характер в двух строках этого романса: «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой!» Для того, чтобы создать верный портрет, представим его детство, его окружение, его эпоху. Мы сегодня вспомним что узнали о поэте на уроках, послушаем отрывки из статей литературоведов и воспоминания современников.

- Обратите внимание на портреты. Один в профиль, художника П.Заболотского, а другой в фас Д. Палена. Знавшие Лермонтова люди считали их более верными, возможно, такое впечатление складывается из-за того, что художники были хорошо знакомы с поэтом и запечатлели не только его внешний облик, но и свое теплое отношение к позирующему.

Трудности в изображении Лермонтова возможно, не из-за художников , не сумевших точно передать внешность Лермонтова, а в неуловимых чертах поэта, в его многогранном и противоречивом характере. Но все же многие отмечали одну особенность – какую? (полные грусти большие глаза)

- Можете ли сказать, что было причиной грусти с малых лет?

III. Учитель рассказывает о детстве и юности поэта (рассказ сопровождается портретами родных и иллюстрациями Пензенской природы

Он рос в самом сердце России, среди бесконечных полей, пересечённых оврагами, затенённых дубовыми рощицами; он наблюдал круговорот времён года, всматриваясь в жизнь барской усадьбы и крепостной деревни. У тарханских крестьян учился Лермонтов русской народной речи, слушая песни и предания об Иване Грозном, о Разине, о Пугачёве, рассказы «про день Бородина».Еще в детстве произошли трагические события в семье: мать умерла в 21 год, а отец не имел права общаться с сыном. Он рос болезненным. Елизавета Алексеевна не отходила от внука. Арсеньева была помещицей средней руки. Но даже более состоятельные дворяне редко тратили на своих детей столько, сколько тратила Арсеньева на воспитание внука.Чуть ли не с самого рождения к мальчику была приставлена старушка немка Христина Осиповна. Кроме неё приглашен был гувернёр Капэ. Поблизости в округе не было хорошего лекаря, и Арсеньева поселила в Тарханах домашнего врача, выходца из Франции. Чтобы Миша не скучал, бабушка взяла в барский дом несколько мальчиков – детей соседних помещиков. Они вместе учились, рисовали, занимались гимнастикой, ездили верхом, ходили на охоту. В барскую усадьбу из деревни, что была рядом, за прудом, приходили крестьянские дети играть в войну. От крестьянских ребят Лермонтов о беспросветной нужде их отцов и дедов.

Тарханская жизнь наводила мальчика на горькие раздумья об участи народа.

IV. Учащиеся читают( или заранее подготовленный ученик рассказывает) на экране :

Чтобы укрепить здоровье внука, Арсеньева трижды возила его к Кавказским минеральным водам в Горячеводск, впоследствии переименованный в Пятигорск. Яркая ,впечатляющая природа Кавказа ему запомнилась особенно хорошо. Впоследствии, будучи известным поэтом, на Кавказе Лермонтов познакомился с горскими легендами и песнями, которые дали богатый материал для будущих произведений. Живописное наследие Лермонтова, отразившее необычайную природу и жизнь горцев, содержит множество рисунков и набросков, выполненных акварелью и маслом.

На экране: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! – писал Лермонтов. – Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе»

( звучит романс на стихи Лермонтова «Горные вершины2 в исполнении Олега Погудина, сопровождаемый кавказскими пейзажами и рисунками)

V. Учитель : « Грустная мысль никогда не покидала его чела, — она пробивается во всех его стихотворениях,» - писал А.И. Герцен.

- Назовите стихотворения, вам изученных в младших классах, где такая мысль красной чертой проходит через каждое стихотворение.( «Парус», «Утес», «Сосна», «Листок»)

- Какие стихотворения вы учили,что хорошо запомнилось? Можете ли пересказать наизусть ?

Как рисует поэт их образы, что с ними происходит, что мы считаем их одинокими?

VI. Учитель. Почему же художникам трудно было писать портрет поэта? Почему знавшим его людям казалось, что портретистам не удалось нарисовать портрет поэта? (Карточки с текстом на партах, учащиеся читают)

Если мы обратимся к воспоминаниям окружающих его лиц: друзьям, мемуаристам, то поймем- каждый видел его внешность и характер по- своему : кого-то поразили его « большие, полные задумчивости глаза, а для кого-то наоборот « длинные щели, а не глаза, полные злости и ума». Но почти каждый пытался передать глубину и непостижимую силу взгляда, но опять же для кого-то они были мрачные, холодные, полные презрения, для других- полные тепла, теплого огня.

Большой степенью достоверности отмечаются воспоминания Юрия Федоровича Самарина( портрет на экране) русского публициста, философа о поэте. Он один из первых после гибели поэта дал характеристику личности Лермонтова:

«Я часто видел Лермонтова за все время его пребываниях в Москве. Это чрезвычайно артистическая натура, неуловимая и неподдающаяся никакому внешнему влиянию…вы еще не успели с ним заговорить, а он уже насквозь вас раскусил: он все замечает, его взор тяжел, и чувствовать на себе этот взор утомительно. Первые минуты присутствия этого человека было мне неприятно; я чувствовал, что он очень проницателен и читает в моем уме. Этот человек никогда не слушает то, что вы ему говорите, - он вас самих слушает и наблюдает, и после того, как он вполне понял вас, вы продолжаете оставаться для него чем-то совершенно внешним, не имеющим никакого права что-либо изменить в его жизни. …».

VI. Учитель. Другой современник великого поэта Панаев Иван Иванович (1812–1862,портрет на экране) – русский писатель, журналист - оставил такие строчки: «Как же соединить эти два понятия о Лермонтове-писателе и Лермонтове-человеке?  Отчего же большинству своих знакомых он казался пустым, да еще со злым сердцем? Но это большинство его знакомых состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, поверхностной точки зрения, или из тех мелкоплавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке окончательные приговоры.

Лермонтов был неизмеримо выше среды, окружавшей его, и не мог серьезно относиться к такого рода людям. Ему, кажется, были особенно досадны последние — эти тупые мудрецы, важничающие своею дельностию и рассудочностию и не видящие далее своего носа»

VIII.Учитель. Послушаем романс (распечатанные тексты перед учениками) на стихи Лермонтова «Выхожу один на дорогу…» в исполнении Ани(певицы). В каждом стихотворении сосредоточены глубокие чувства мятежного поэта.

Итог. Лермонтов яркой кометой мелькнул на небосклоне русской литературы, но успел стать для людей своего поколения поэтом мысли, передававшим их идеи и психологию. Не зря считали его продолжателем прогрессивных идей после Пушкина.

Слайды с фотографиями, видами музея в Тарханах и в Москве

А.И.Герцен известный критик заметил в 1851 г.: «Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела, — она пробивается во всех его стихотворениях. То не была отвлеченная мысль, украсившаяся цветами поэзии, нет, в его поэзии - его мучение, его сила».

Мучение и сила самого Лермонтова была его стихотворениях, в них выстраданные чувства. Грусть и восхищение вызывает образ «паруса одинокого», мелькающего среди бушующих волн. Он мужественный, но одинокий. Мысли об одиночестве воплощены во многих образах стихотворений. Вот сосна «стоит одиноко на голой вершине». Утес одиноко «и тихонько плачет… в пустыне». Дубовый листок, выросший «в отчизне суровой, Один и без цели» носится по свету. В стихотворениях угадываются глубоко личные чувства, основанные на драматических событиях детства поэта, они раскрывают противоречия жизни, говорят о непонимании друг друга разных людей, но и зовут не довольствоваться настоящим. Поэтому «парус» не ищет покоя, а просит бури.

Но в жизни поэта были и другие обстоятельства, которые благотворно влияли на него и способствовали раскрытию разносторонних талантов. Жизнь в Тарханах дал богатый материал для будущих произведений. Детские впечатления Лермонтова не ограничивались средней полосой России. Опасаясь за здоровье внука, бабушка предпринимала долгие путешествия на Кавказ для лечения минеральными водами. Вся Россия проходила перед его глазами в этих поездках, он замечал как прохладный воздух сменяется южным теплом, как березы сменялись плодовыми деревьями. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в творчестве. Множество ярких иллюстраций и рисунков о Кавказской природе также говорят творческих возможностях поэта.

Встреча Белинского с Лермонтовым произвела на критика огромное впечатление. «Глубокий и могучий дух!. – писал критик. – Я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлаждённом и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в человека».

Да, у людей, знавших или окружавших его, он оставлял разное мнение. Прогрессивно настроенные образованные люди. как Белинский. отмечали тонкий и смелый ум, поражались

смелостью, могучим духом поэта. Его рассудочность и озлобленность – это было выражением состояния прогрессивно настроенной части молодежи эпохи. Некоторые ставили его наравне с Пушкиным, обнаруживая в его произведениях задатки будущего. Если бы не смерть, то он занял бы первое место в русской литературе. Почему же многим он казался пустым , озлобленным человеком? Но если учесть, что это множество вокруг него состояло из светских, напыщенных мудрецов-моралистов, то они вызывали у него досаду. Лермонтов был выше этой среды и к ним относился несерьезно и изображал из себя пустого человека, играл « зеленого юнца», что ему доставляло наслаждение.

Ни личные невзгоды, ни николаевская реакция не сломили волю Лермонтова. Вера в людей, в лучшую жизнь помогала ему преодолевать разочарование и чувство одиночества. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, мятежные мысли и чувства, жажда деятельности – все это сливается в единый бурный лирический поток.. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нем. В стихотворении «Бородино», он воспел подвиг народа, поднявшегося на защиту отчизны. В «Песне про купца Калашникова…», воспел образ человека , сумевшего постоять за правду, за человеческое достоинство. Лермонтов прославляет Россию народную, красоту родной природы. Он уверен в себе и не нуждался в посторенней опоре.





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection