Метод. разработка внеклассного мероприятия философский вечер "У колыбели науки"

Бондарь Марина Владимировна, Преподаватель социально-экономических дисциплин
г. Армавир, Краснодарский край

Цели проведения: - образовательные: 1. Обобщение, расширение, углубление и закрепление знаний, полученных в ходе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии, т.е. обучение через игру. -развивающие: 1. Развитие мыслительной деятельности и познавательных способностей студентов через умения и навыки анализировать, объяснять, обобщать, быстро находить правильное решение( ответ), делать самостоятельные выводы. 2. Совершенствование компетенции коллективного творчества и умения работать в команде. -воспитательные: 1. Формирование креативных, творческих способностей, театральных умений, навыков обучающихся. 2. Развитие интереса к дисциплине. 3. Воспитание культурно – этических и эстетических мировоззренческих ценностей молодёжи. 4. Реализация творческих способностей и желаний обучающихся в освоении театрального искусства, организация досуга.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский юридический техникум»


(ГБПОУ КК АЮТ)








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

философского вечера на тему

«У КОЛЫБЕЛИ НАУКИ»







Подготовила преподаватель

Бондарь М.В.


Рассмотрена и утверждена

на заседании цикловой методической

комиссии социально-экономических дисциплин

«___»_________________2017г.

Протокол №___________

Председатель ЦМК

______________________М.В.Бондарь











2017-2018 уч. г.

Пояснительная записка

Современное российское общество нуждается в активных и инициативных личностях, умеющих творчески мыслить, принимать самостоятельные нестандартные решения быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Это требует переориентации задач каждой учебной дисциплины на задачу не только изучения теоретического материала, формирования навыков и развития умений, но и требует научить студентов творчески пользоваться ими, формируя профессионально значимые качества, необходимые жизнедеятельности в избранной сфере.

Работая над этой задачей, необходимо перестроить методологию учебного процесса, а именно, дополнить традиционные методы и формы проведения уроков и внеклассных мероприятий необычными, интересными, творческими.

Дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии изучается студентами всех специальностей на 2 курсе СПО в 3 семестре, поэтому внеклассные мероприятия в рамках дисциплины могут проводиться одновременно с участием студентов различных профилей подготовки.

Методическая разработка интеллектуально - творческого вечера по дисциплине Основы философии состоит из двух частей: интеллектуальной игры на тему «Из истории античной философии» в форме викторины между командами трёх – четырех групп, участвующих в конкурсе и сценария театрализованного представления «Сцены из жизни древнегреческих философов», подготовленных студентами этих групп.

Вечер проводится как обобщающее мероприятие после завершения изучения дисциплины.

Цели проведения:

- образовательные:

1. Обобщение, расширение, углубление и закрепление знаний, полученных в ходе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 01 Основы философии, т.е. обучение через игру.

-развивающие:

1. Развитие мыслительной деятельности и познавательных способностей студентов через умения и навыки анализировать, объяснять, обобщать, быстро находить правильное решение( ответ), делать самостоятельные выводы.

2. Совершенствование компетенции коллективного творчества и умения работать в команде.

-воспитательные:

1. Формирование креативных, творческих способностей, театральных умений, навыков обучающихся.

2. Развитие интереса к дисциплине.

3. Воспитание культурно – этических и эстетических мировоззренческих ценностей молодёжи.

4. Реализация творческих способностей и желаний обучающихся в освоении театрального искусства, организация досуга.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, экран, комплект презентаций к выступлениям команд, реквизит для театрализованного представления, костюмы для участников, вопросы для проведения викторины, жетоны поощрения за правильные ответы.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

ОГСЭ.02История; БД.08Обществознание; БД.04История; БД.01Русский язык и культура речи; БД.02Литература; ОГСЭ.01Основы философии.

В ходе проведения мероприятия предстоит формировать общие компетенции, предусмотренные ФГОС СПО специальностей 40.02.01Право и организация социального обеспечения и 21.02.05Земельно- имущественные отношения: ОК – 02; ОК – 3; ОК – 09: ОК – 10; ОК – 11.
























СЦЕНАРИЙ ФИЛОСОФСКОГО ВЕЧЕРА на тему «У КОЛЫБЕЛИ НАУКИ»

Вступительное слово преподавателя.

Дорогие друзья! Студенты 2-го курса нашего техникума заканчивают изучение учебной дисциплины Основы философии. Позади целый семестр знакомства с одной из самых сложных и уди­вительно интересных учебных дисциплин. Наше знакомство с осно­вами науки философии завершается не совсем обычно — философ­ским вечером.

В программе вечера:

  1. Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» на тему «Из истории античной философии» между командами групп, присутствую­щих в зале.

  2. Театрализованное представление «Сцены из жизни древнегре­ческих философов», подготовленное студентами нашего кол­леджа.

Итак, наш вечер мы назвали «У колыбели науки» и посвящаем его древнегреческой философии.

Выбор не случаен. «Непостижимо, — пишет доктор философских наук Генрих Николаевич Волков в своей книге “У колыбели науки”, но в многообразных формах греческой философии имелись в заро­дыше почти все позднейшие типы философствования. “Греческим чудом” прозвали ученые возникновение и стремительное развитие в Древней Греции такой философии, которая дала мощнейший толчок всему последующему интеллектуальному развитию человечества».

«Духовной купелью европейской культуры», «колыбелью нау­ки» называют до сих пор Древнюю Грецию. «Мы будем предметом удивления и для современников, и для потомков», - эти слова афин­ского правителя Перикла, сказанные им в V в. до н. э., пусть будут эпиграфом к нашему вечеру. Они переносят нас на двадцать шесть веков назад, на греческие земли, острова и в колонии, где жил и тво­рил талантливый народ мореплавателей и купцов, ремесленников и земледельцев, поэтов и философов.

Часть 1. Философская викторина на тему «Из истории античной фило­софии».

Звучит музыка «Сиртаки». Медленно открывается занавес. Танцу­ющие девушки в греческих одеждах в ритме танца выходят с двух сто­рон сцены и уходят, остаются две — богиня Мудрости (Афина) и богиня Правосудия (Фемида).

Ведущий приглашает на сцену команды от четырех студенческих групп, присутствующих в зале.

На сцену поднимаются по пять представителей от каждой сту­денческой группы и рассаживаются за столами, на которых стоят та­блички с названием группы и настольные лампы.

Ведущий знакомит присутствующих с условиями игры.

Командам предстоит ответить на 50 вопросов. Их будет задавать богиня Мудрости (Афина). Отвечает та из команд, на столе которой первой зажглась настольная лампа. Богиня Правосудия (Фемида) выно­сит «приговор»: “Ответ верныйи вручает команде жетон1 баллили “Ответ неверный”, и сама дает правильный ответ. Богиня Мудрости (Афина) переходит к следующему вопросу. Выигрывает команда, на­бравшая больше всех баллов.

Итак, мы начинаем! Афина, Вам слово!

Вопросы:

  1. Римская богиня, соответствующая греческой богине мудро­сти - Афине Палладе. (Минерва)

  2. Страна, где зародилась европейская философия. (Греция)

  3. Кто считается первым европейским ученым-философом? (Фалес Милетский)

  4. Буквальный перевод с греческого языка слова «философия». («Любовь к мудрости»)

  5. Кто первым ввел в научный оборот слово «философ»? (Пифа­гор)

  6. Как называется философия древних греков и римлян? (Античная)

  7. Что означает слово «античная»? (Древняя)

  8. Назовите четыре периода античной философии. (Ранняя классика, средняя классика, высокая классика, эллинистиче­ская философия)

  9. Второе название античной философии периода ранней клас­сики. (Натурфилософия)

  10. Что находилось в центре внимания ранних греческих натур­философов или физиократов? (Космос, природа)

  11. Дословный перевод с греческого языка слова «космос». («Ми­ровой порядок»)

  12. Ранние древнегреческие философы искали «архэ», или «суб­станцию мира». Что означало слово «субстанция»? (Первона­чало мира или «сущность, лежащая в основе»)

  13. В чем видел субстанцию мира Фалес Милетский? (В воде)

  14. Кто из древнегреческих философов считал субстанцией мира огонь? (Гераклит)

  15. Какой элемент лежит в основе мироздания по Анаксимену? (Воздух)

  16. Какие 4 элемента составляют сущность мира по мнению Эм­педокла? (Вода, воздух, земля, огонь)

  17. Назовите древнегреческого философа, утверждавшего, что все в мире состоит из атомов. (Демокрит)

  18. Буквальный перевод с греческого языка слова «атом»? («Не­делимый далее...»)

  19. Философский термин, означавший у греков «все истинно су­щее». (Бытие)

  20. Философский термин «материя» ввели в научный оборот древ­негреческие или древнеримские философы? (Древнеримские философы)

  21. Буквальный перевод с латинского языка слова «материя»? («Строительный материал» или «строительный лес»)

  22. Кто из древнегреческих мыслителей первым поднял в фило­софии проблему сущности человека? (Сократ)

  23. Город, в котором родился и жил Сократ. (Афины)

  24. Что, по Сократу, составляет сущность человека? (Душа)

  25. Знаменитая фраза Сократа, которая считается выражением наивысшей мудрости. («Я знаю, что ничего не знаю..., но дру­гие не знают и этого»)

  26. Как называл Сократ главное божество, о котором человек дол­жен больше всего заботиться и которое постоянно будоражит человека, как некий Демон? (Совесть)

  27. С каким искусством любил сравнивать Сократ свой метод философствования? (С маевтикой или «повивальным искус­ством»)

  28. Кем по роду занятий был отец Сократа Сафроникс — скульпто­ром или поэтом? (Скульптором, каменотесом)

  29. Кем по роду занятий была Финарета - мать Сократа? (Пови­вальной бабкой)

  30. Имя жены Сократа, которая из-за своей сварливости сделала его нарицательным. (Ксантиппа)

  31. Какой вид смертной казни избрал для себя Сократ? (Чашу с ядом)

  32. Самый талантливый ученик Сократа, благодаря произведени­ям которого мы знаем о жизни, смерти и философском насле­дии Сократа. (Платон)

  33. Настоящее имя Платона? (Аристокл)

  34. Как называется направление в философии, основателем кото­рого считается Платон. (Идеализм)

  35. Какой мир считал Платон истинным? (Мир идей)

  36. Как в философии Платона называется Бог — устроитель мира? (Демиург)

  37. Название философской школы, основанной Платоном в Афи­нах. (Академия)

  38. Как называется возвышенная духовная любовь? (Платониче­ская)

  39. Кому из учеников Платона принадлежит выражение: «Платон мне друг, но истина дороже!»? (Аристотелю)

  40. Название философской школы, основанной Аристотелем. (Ликей)

  41. Как называли учеников Аристотеля, с которыми он во время лекций любил прогуливаться в садах Ликея? (Перипатетики)

  42. В какой части Греции родился Аристотель — в Спарте, в Маке­донии, в Афинах? (в Македонии)

  43. Известный древнегреческий полководец, воспитателем кото­рого был Аристотель. (Александр Македонский)

  44. Второе имя Аристотеля, данное ему по названию города, в ко­тором он родился. (Стагирит)

  45. Кого из философов считают первым систематизатором всех древнегреческих знаний о мире? (Аристотеля)

  46. К какому периоду в развитии античной философии относятся школы киников, стоиков, эпикурейцев? (Эллинистическому)

  47. Кому из философов принадлежит фраза: «Людей полно, а че­ловека найти трудно». (Диогену)

  48. Как называли себя последователи философской школы, осно­ванной учеником Сократа Антисфеном, ярким представите­лем которой стал Диоген? (Киники)

  49. Буквальный перевод с греческого языка слова «киник». (Со­бака)

  50. Что означал у киников термин «автаркия» как идеал счастли­вой жизни? (Внутреннее состояние человека, не зависящее от случая и внешних условий)

После того как прозвучал последний вопрос, богиня Фемида объяв­ляет команду-победительницу интеллектуальной игры. Богиня Афина вручает командам сладкие призы.

Преподаватель: Переходим ко второй части нашего вечера. Театра­лизованные сцены из жизни четырех древнегреческих философов.

Часть 2. Сцены из жизни древнегреческих философов.

Вновь звучит музыка «Сиртаки», танцующие девушки и юноши в гре­ческих одеждах в ритме танца движутся по сцене, затем останавлива­ются в непринужденных позах, изображая толпу на одной из площадей г. Эфеса. Мелодия затихает, на экране появляется портрет Гераклита Эфесского (ок. 544-498 до н.э.).

Ведущий: Гераклит из Эфеса — один из самых значительных антич­ных философов, считавший первоначалом всего сущего огонь, из ко­торого путем сгущения возникают все вещи в мире, а путем разряже­ния в него возвращаются. Гераклит происходил из царско-жреческого рода, но сознательно отказался от власти ради созерцательного обра­за жизни. Жил бедно и одиноко. Имел прозвище «плачущий фило­соф», поскольку часто сокрушался по поводу несовершенства чело­веческой природы.

Сцена 1. Площадь в г. Эфесе.

Толпа наблюдает за человеком, который сидит в уединении и пла­чет.

Голоса из толпы:

  1. й: Кто этот человек, что так безутешно плачет?

  2. й: Да это же Гераклит, которого эфесцы прозвали «плачущим философом».

  3. й: О чем же можно так безутешно плакать?

  4. й: Он оплакивает нас с вами, нашу глупость и невежество и та­ким образом заранее показывает нам незавидную нашу участь, что стоит не зависти, а слез...

  5. й: А знаете ли вы, что происходит он из знатного царствующего рода Катридов и по собственной воле отказался от царского сана и всех привилегий, полагавшихся ему?

  1. й: Мы слышали также, что долгое время он жил в горах, питаясь одними кореньями трав.

  1. й: Надо же... Как мог потомок древнейшего аристократического рода выбрать путь бедности и размышлений?!

  1. й: Неужели это и есть тот самый Гераклит, что поддержал тирана Гермодора, которого считал самым просвещенным правителем, когда тот захватил власть в Эфесе?

  1. й: Да, но только тот Гермодор правил очень недолго, ведь эфес­цы изгнали его...

Гераклит встает и подходит к играющим детям.

  1. й: Смотрите, смотрите! Гераклит опять играет с детьми в кости.

Гераклит: Чему вы, негоднейшие, удивляетесь? Разве не лучше играть с детьми в кости, чем вместе с вами вести государственные дела? Следовало бы вам, эфесцы, удавиться и оставить этот город детям, ибо вы изгнали Гермодора, мужа меж вами наиполезнейшего! «Один для меня — десять тысяч, если он наилучший!»

  1. й: Кто же, по-твоему, наилучший?

Гераклит: Лучшие те, кто одно предпочитают всему: вечную сла­ву — тленным вещам; толпа же насыщается подобно скоту! Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, то мы должны были бы назвать счастливыми быков, когда те находят горох для еды...

4-й: Этот Гераклит ничего не выражает ясно: в одном случае он чего-то недоговаривает, а в другом — сам себе противоречит... Ну как это можно: «В одну и ту же реку мы входим и не входим»?!

2-й: Меня также раздражает манера этого философа совмещать противоположные утверждения:

«Сопряжены целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, со­звучное и несозвучное».

«Из всего — одно, из одного — все».

«Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны».

«Одни живут за счет смерти других, за счет жизни других — уми­рают...».

Гераклит: Что ж вы мне не даете покоя, невежды?!

Один из детей, играющих в кости: «Собаки лают на тех, кого не зна­ют», — ведь так ты любишь повторять, Гераклит?

Другой ребенок: А еще ты говоришь, что невежество лучше скры­вать!

Гераклит: Только глупцы не видят, как враждебное находится в со­гласии с собой, а должны бы знать, что вражда — обычный порядок вещей и все возникает через вражду... Этот Космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающийся и мерами угасающий. Я - не для вас, я - для тех, кто понимает меня... Для вас же я останусь навеки «темным» философом, непонятым до конца.

Гераклит встает, уходя, оглядывается в сторону толпы: «Да не по­кинет вас богатство, эфесцы, чтобы видно было, насколько вы по­рочны...»

Ведущий: Гераклит Эфесский вошел в историю философии как «стихийный» диалектик: основатель учения о постоянной и прин­ципиальной изменчивости и подвижности мира. Он вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалек­тики. Это наиболее важное его философское открытие. При жизни у него было больше критиков, чем сторонников. Гераклита часто не понимала не только толпа, но и сами философы, поэтому в историю философии он вошел еще и как Гераклит «Темный». Единственный известный труд Гераклита, из которого сохранилось до наших дней 130 фрагментов, называется «О природе».

Сцена 2. Суд в г. Абдеры.

Звучит мелодия «Сиртаки», девушки и юноши, изображавшие в предыдущей сцене толпу, теперь рассаживаются на сцене полукругом. Гаснет свет, на экране появляется портрет Демокрита (ок. 470— прим. 380 гг. до н. э.).

Ведущий: Демокрит — древнегреческий философ из г. Абдеры, основоположник материализма, одного из главных направлений в философии. Высказал гениальную догадку о том, что все в мире состоит из атомов. Много путешествовал, был знаком с известным греческим ученым и целителем Гиппократом. Вошел в историю как «смеющийся» философ.

Судья: Начинаем суд над Демокритом, гражданином нашего по­лиса. Слово предоставляется гражданскому обвинителю.

1-й гражданский обвинитель: О, глубокоуважаемые жители города Абдеры! Напомню вам, что Дамасипп, умирая, оставил огромное на­следство трем сыновьям — Дамасу, Геродоту и Демокриту в надежде, что они умножат его состояние. Демокрит же не пожелал иметь ни земли, ни скота, ни рабов. Он выбрал долю, состоящую в деньгах. Но даже эта часть наследства составляла громадную сумму — 100 талан­тов! Однако неблагодарный сын не использовал их ни на торговые операции, ни на покупку ценных товаров. Он отправился в далекие путешествия и 8 лет скитался по разным странам. Он растратил все состояние и вернулся более бедным, чем был раньше, и живет теперь за счет своего достойного брата Дамаса. Разве может такой человек остаться безнаказанным?

2-й гражданский обвинитель: Напомню, что законы Абдер гласят: «Гражданин, растративший свое наследство, не может быть даже по­гребен на родине».

1-й гражданский обвинитель: Следовательно, надо изгнать Демо­крита как преступника, нарушившего закон полиса!

Возгласы из зала суда:

  • Правильно!

  • Верно!

  • Так ему и надо!

Судья: Давайте же послушаем самого Демокрита! Что он скажет?

Из зала: Пусть выступит в свою защиту!

Речь Демокрита на суде:

Достопочтенные судьи! Славные мужи и сограждане г. Абдеры! Да, я действительно потратил все деньги, доставшиеся мне в наследство от отца, на путешествие, но это было не пустое скитание! Пуститься в столь длительное путешествие меня заставила жажда знаний. Я ез­дил, чтобы познать мудрость других народов, их нравы и обычаи, их науки, померяться силой своих знаний с мудрецами других стран. И с гордостью говорю вам, что из всех моих современников я объехал наибольшую часть земли, исследовал самое отдаленное... я слушал речи наибольшего числа ученых людей... и никто не уличил меня в ошибках. У египетских жрецов изучал геометрию, у персов-халдеев — астрологию, у вавилонян — магию, был я и у индийских йогов, и у эфиопов. И вот к чему я пришел: «Не телесные силы и не деньги де­лают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость!» О, люди! Как несерьезно все то, что вы делаете всерьез: женитесь, торгуете, стремитесь к должностям, к любви, богатству и почету! Все это суета...

Замолкает, а затем вдруг разражается громким смехом.

Возгласы из зала:

  • Он смеется над нами!

  • Да он безумец!

  • Врача! Скорее врача!

  • Надо срочно позвать Гиппократа!

Появляется Гиппократ.

Гиппократ: Демокрит, я давно знаю тебя, но я тоже не понимаю — разве не безумие смеяться над болезнями, над умершими... или, нао­борот, над властями, браками, празднествами, почестями и над всем прочим ДОБРОМ? Разве для тебя нет различия между ДОБРОМ и ЗЛОМ?

Демокрит: Ах, Гиппократ, разве ты думаешь, что имеется только две причины моего смеха: добро и зло?! На самом деле причина моего смеха только одна — это ЧЕЛОВЕК, полный безрассудств, не совер­шающий правых дел, глупый во всех своих замыслах и страдающий без пользы... ибо страдает он от безмерных трудов и ненасытных же­ланий! Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, но радуется тому, что имеет; стремится к многомыслию, а не к много- знанию, умеющий не только говорить, но и молчать! Богат тот, кто беден желаниями. Все человеческие страдания достойны смеха, если вглянуть на них мерой Космоса...

Гиппократ: О, многоуважаемые жители Абдер! Может, нам стоит попросить Демокрита познакомить нас с тем, что он написал?

Возгласы из зала: Читай, Демокрит! Мы готовы послушать тебя!

Свет в зале затухает, звучит тихая «космическая» музыка. Свето­вой эффект мерцающих звезд...

Демокрит: Что ж, слушайте, сограждане, отрывок из моей книги «Большой мирострой»: «...Мироздание в целом — это беспредельная пустота... Она наполнена ... мирами, чье число беспредельно, ибо миры образованы беспредельным числом атомов... Атомы по своей природе суть маленькие сущности... бесконечно многие по числу, но они настолько малы, что недоступны нашему глазу. Одни из атомов изогнутые, другие — якореобразные, третьи — вогнутые, четвертые - выпуклые... Вследствие несходства они пребывают в беспорядочном движении и носятся в пустоте; носясь же, они встречаются и пере­плетаются... Из совокупного движения атомов возник вихрь - кру­гообразное движение атомов... В этом вихре те из них, которые были побольше и потяжелее, окончательно осели вниз, те же, которые были малыми, круглыми и гладкими, были вытолкнуты и унесены вверх... После этого из осевших атомов произошла Земля, а из уне­сенных вверх — Небо, Огонь, Воздух, небесные тела».

Голос из зала: Где же, по-твоему, Демокрит, находятся бессмерт­ные боги?

Демокрит: Боги находятся в пространстве между шарообразными мирами, коих в мироздании бесконечное множество...

Голос из зала: Как же боги управляют мирами?

Демокрит: Мирозданием управляют не боги, а необходимость... В мире царит одна лишь необходимость. Ни одна вещь не происходит попусту. Только в силу причинной связи и необходимости!

Вот почему я говорю: «Открытие даже одной причинной связи я предпочел бы персидскому престолу!»

Гиппократ: О, абдерцы! Не спешим ли мы с вами назвать безумцем мудрейшего из смертных? Не судить мы должны Гераклита, а учиться у него мудрости.

Голоса из зала:

- Да, абдерцы, так о мире еще никто не говорил! - Он прославит наш полис на века! — Снять обвинения! — Оставить Демокрита жить в нашем полисе! — Правильно, оставить! — Оставить... и поднести ему 500 талантов, чтобы мог безбедно жить до конца своих дней... — По­ставить памятник ему в центре полиса... - Слава Демокриту! Слава! Слава!!!

Ведущий: Демокрит написал около 70 трудов, посвященных не только философии, но и другим наукам и искусствам. До нашего вре­мени его наследие дошло в виде 300 фрагментов. В эпоху античности Демокрит снискал известность благодаря не только философским воззрениям, но и умению выражать свои мысли в сочинениях краси­во и в то же время коротко, просто. Умер он приблизительно в 380 г. до н. э. в возрасте около 100 лет.

Занавес. Звучит мелодия «Сиртаки», гаснет свет, на экране появля­ется портрет Сократа (ок. 469—399 гг. до н.э.)

Ведущий: Сократ — выдающийся мыслитель, философские воз­зрения которого явились поворотным пунктом в развитии античной философии, он первым в европейской философии поднял проблему сущности человека. Считал, что цель философии — побудить челове­ка познать самого себя, свою душу, ибо в ней кроется истина. Пред­почитал слова, поэтому ничего не писал. Философствовал в гуще на­рода, на улицах и площадях Афин в форме открытой беседы, темами которой были добро и зло, любовь и ненависть, счастье, доброде­тель... Все, что мы знаем о Сократе, мы знаем из сочинений его вы­дающегося ученика Платона.

Сцена 3. Сократ и Большой Гйппий.

Площадь в Афинах. Стоит Сократ, окруженный толпой. Появляет­ся Гиппий, известный софист, со своими друзьями.

Сократ: О, славный Гиппий, я в восторге, что встретил тебя. Слы­шал я, будто ты похваляешься, что стал самым умным из всех тех, что называют себя софистами или мудрецами.

Гйппий: Да, Сократ, это правда, ведь я заработал денег, обучая дру­гих мудрости, больше, чем кто-либо другой из них в Афинах.

Сократ: Тогда помоги мне, о, мудрый Гиппий, разобраться в одном вопросе, который я, по своей простоте, постичь бессилен, ответь мне: что есть прекрасное? Ведь ты-то это определенно знаешь, и, разуме­ется, это лишь малая доля твоих многочисленных знаний!

Гйппий: Конечно, малая, Сократ, клянусь Зевсом, совсем ничтож­ная! Знай, Сократ, прекрасное — это прекрасная девушка!

Сократ: Славный ответ, Гиппий, клянусь собакой! Ну а разве пре­красная кобылица - не есть прекрасное?

Гйппий: Ммм... ты верно говоришь, Сократ, ибо кобылицы у нас бывают прекраснейшие.

Сократ: Пусть так, ну а что такое прекрасная музыка? Разве не прекрасное?

Гиппий: Да, несомненно...

Сократ: Дорогой мой, а что же такое прекрасный горшок, сделан­ный искусным мастером? Разве это не прекрасное?

Гиппий: Ну... Сократ, горшок... как невоспитанно и дерзко произ­носишь ты столь низменные слова в таком серьезном деле!

Сократ: Такой уж я человек, Гиппий, не изящный, а грубоватый, и ни о чем другом не забочусь, а только об истине! И все-таки: если горшок вылеплен хорошим гончаром, если он гладок, кругл и хорошо обожжен, как думаешь, не прекрасен ли он?

Пшпий растерянно разводит руками...

Сократ: Но ведь прекрасный горшок — безобразен, если сравнить его ... с прекрасной девушкой, не так ли?

Гйппий: Конечно, кто ж спорит?!

Сократ: А самая прекрасная девушка — безобразна по сравнению с богиней,ведь так?

Гйппий: Конечно, безобразна!..

Сократ: Но, Гиппий! Ведь ты только что утверждал обратное! Пре­красное — это прекрасная девушка!

Гиппий: Послушай, Сократ! Ты что-то вконец сбил меня с толку! Прекраснее всего для мужа быть здоровым, богатым, уметь выступить с хорошей красивой речью в суде или в Совете, убедить слушателей и удалиться с наградой... Вот чего следует держаться, Сократ, и рас­статься со всеми этими словесными безделками, чтобы не показаться слишком уж глупым.

Сократ: Ну и ну, Гиппий! Как изумительно, величественно и до­стойно тебя это сказано! Клянусь, герой, я в восхищении. Но, Гиппий, ведь речь идет не о том, что кажется прекрасным большинству, а о том, что есть прекрасное само по себе... Как можно отважиться на рассуждения о прекрасных занятиях, прекрасных речах..., если тебя уличили в том, что ты не знаешь о прекрасном даже того, что оно собой представляет? И если ты таков, неужели ты думаешь, что тебе лучше жить, чем умереть? Итак, Гиппий, без сомнения я получил пользу от беседы с тобой! Кажется мне, что я понял наконец, что зна­чит выражение: «Прекрасное — трудно».

Окружение Гиппия:

  • Слушайте, а не много ли этот Сократ позволяет себе, сбивая нас с толку своими вопросами...

  • При этом выставляет нас глупцами, которые сами себе противо­речат...

  • Тем самым он лишает нас почестей, а значит, учеников и до­ходов!

  • Надо поставить его на место, не так ли, Гиппий?

Нтпий: Его же невозможно переспорить или в чем-то убедить. Надо что-то придумать, благородные мужи, чтобы избавиться от него...

Толпа удаляется вслед за Гиппием, смеясь и потешаясь над ним.

Сократ: Гиппия я, конечно же, мудрее. Пожалуй, мы оба ничего хорошего и дельного не знаем... Но! Гиппий, не зная, воображает, будто он что-то знает, а я, если уж не знаю, так и не воображаю... Я знаю, что ничего не знаю... но другие не знают и этого!Вот на такую-то малость, думается мне, я и буду мудрее его. Потому-то боги и посла­ли меня в этот город, чтобы я, целый день носясь повсюду, каждого из вас, афиняне, будил, уговаривал, упрекал непрестанно, будоражил вашу Душу/ Познай самого себя ...и ты познаешь Вселенную и богов, на­селяющих ее...

Сократ удаляется.

Ведущий: Сила ума Сократа вызывала у многих зависть, а неиз­менное следование идее гражданского долга - раздражение властей. Власти и обвинили Сократа в том, что он учит молодежь сомнению,

отлучает от старых богов и учит поклоняться новым. В 70 лет Сократ будет приговорен афинским судом к смерти. Он примет смерть от кубка с ядом из-за боязни сограждан задуматься о себе и своей соб­ственной жизни.

Вновь звучит музыка «Сиртаки», открывается занавес, появляются богиня Мудрости (Афина) и богиня Правосудия (Фемида), застывают на месте. На сцене на экране появляется портрет Диогена (404—323 гг. до н. э.).

Ведущий: Диоген из Синопа был учеником Антисфена, который преподавал в школе, называвшейся «Киносарг» (буквально «зоркий пес»). Так возник кинизм, или цинизм, - одно из самых необычных продолжений учения Сократа. Как и Сократ, киники ставили в центр своей философии человека, считая главными его качествами добро­детель, честность, достоинство, независимость от материальных благ. Однако, в отличие от Сократа, Диоген отрицал и такие нравственные ценности, как гражданский долг, патриотизм, а также - письмен­ность, искусство, науку, этикет, собственность — все то, что, как он считал, осложняет существование человека и делает его несвобод­ным. Называя себя «собака Диоген», он демонстрировал окружаю­щим простой и естественный образ жизни.

Сцена 4. Бочка Диогена.

Появляется Диоген со своим учеником Стребом, оглядывается, что- то явно ищет.

Диоген: Где же та глиняная амфора, которая вот уже столько вре­мени служит мне «походным домом»?

  1. й прохожий: А... да это, наверное, та, которую юнцы только что расколошматили камнями?

Стреб, ученик Диогена: Неужели их никто не остановил?!

  1. й прохожий: Наоборот, взрослые хохотали над их проделкой...

Диоген: Стреб, остались ли у тебя какие-то монеты?

Стреб: Кое-что есть.

Диоген: Сходи, купи мне фонарь.

Стреб убегает и возвращается с фонарем. Вокруг Диогена собирает­ся толпа зевак.

Диоген: Стреб, зажги фонарь!

Диоген берет фонарь, высоко подняв его над головой, идет через тол-

Из толпы:

  • Диоген, что с тобой?

  • Зачем тебе понадобился фонарь?

  • На улице день, и светит солнце!

Диоген: Чтобы лучше видеть!

Из толпы: А кого же ты хочешь увидеть?!

Диоген: Человека!!!

Из толпы: Уж не спятил ли ты, Диоген?! Да вот же мы!.. Смотри, сколько нас!

Диоген: Людей полно, а Человека найти трудно. Ведь большинство из вас живут не по-человечески! Соревнуются в богатстве, в жадно­сти, в том, кто кого скорей одурачит! И никто не соревнуется в искус­стве быть добрым! Я удивляюсь: грамматики изучают бедствия Одис­сея и не видят своих собственных; музыканты настраивают струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; педагоги учат, как правильно говорить и писать, но никто не учит, как правильно посту­пать... Скряги ругают деньги, а сами их любят больше всего... Да вот хотя бы один из них!

Диоген: Одолжи-ка мне немного денег, богатый человек!

Богач: А ты уговори меня, может, и дам!

Диоген: Если бы я мог тебя уговорить, я бы уговорил тебя удавить­ся!

Богач: Вот как! Значит, Диоген, жизнь — это зло?!

Диоген: Не всякая жизнь, а лишь дурная! Большинство людей живут иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу, удоволь­ствия! Но для того чтобы жить как следует, человеку надо иметь всего лишь два средства - либо разум, либо петлю...

Диоген поворачивается к статуе богини Афины, просит у нее по­даяния.

Диоген: О, каменная статуя, подай мне немного денег!

  1. й прохожий: Зачем, Диоген, ты просишь подаяния у статуи?

Диоген: Приучаю себя к отказам!!!

  1. й прохожий: Диоген, а почему люди подают нищим и не подают философам?

Диоген: Да потому что они знают: хромыми, слепыми и нищими они, быть может, и станут, а вот мудрецами — никогда!

Диоген уходит.

Ведущий: Диоген умер в Коринфе, в 310 г. до н. э., в возрасте 90 лет. Горожане воздвигли ему памятник, изображающий собаку, с надпи­сью:

«Время сточит и камень, и бронзу,

Но слова твои, Диоген, жить будут вечно,

Ты учил нас довольствоваться малым И по жизни идти прямой дорогой».

Преподаватель: Дорогие друзья! В великой лаборатории человече­ской культуры, через которую проходит наше мышление на пути к зрелости, две сферы играют исключительную роль — это искусство и философия.

Если искусство воспитывает чувства, то философия воспитыва­ет интеллект. Занятия искусством развивают эстетическую сторону мышления, его способность рождать фантазии, находить неожидан­ные связи и ассоциации.

Занятия философией развивают способность к теоретическому мышлению, к обобщениям самого высокого порядка, способность к диалектической гибкости понятий, способность мыслить на диалек­тическом уровне, т. е. учат культуре мышления.

Античная философия и показала миру пример обладания этой культурой мышления! Поэтому закончить наш вечер хотелось бы по­желанием древнегреческого философа Эпикура: «Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией!»




Список использованной литературы


1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.


  1. Скирбекк Г. История философии [Текст]: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.


Перечень Интернет-ресурсов:


  1. philosophy.ru - Античная философия (логоидеограммы, концепты, вопросы) Учебно-творческий курс.



Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection