Методика разбора жанра оперы.

Дунаева Ольга Ивановна, Педагог ДО
г.о.Самара

Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ включает различные типы уроков. Один из главных: урок по разбору музыкальных произведений, в частности – разбор оперных жанров.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Методика разбора жанра оперы.

План-конспект.I. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ включает различные типы уроков. Один из главных: урок по разбору музыкальных произведений, в частности – разбор оперных жанров. Здесь мы неоднократно сталкиваемся с проблемой подачи ученикам принципов разбора оперы. В целом, на первый взгляд эта тема не вызывает особых трудностей, поскольку мы работаем с готовым материалом - текст (либретто), тип оперы, иллюстрация музыкальных номеров. Но в результате, учащиеся не могут рассказать о музыкальной и тембровой драматургии, средствах выразительности. Следовательно, необходимо тщательно продумывать план разбора, подчеркивая главное и второстепенное. В процессе работы дидактов и педагогов (М. Гейлиг, М. Бокщанина, Л. Гингольд, И. Гивенталь) начал формироваться план методики разбора оперы, где традиционные разделы начали играть роль вступления: история создания, знакомство с сюжетом. Главным же становится рассмотрение особенностей драматургии оперы. В процессе практической работы знакомство с сюжетом рекомендуется проводить учащимся самостоятельно, в виде домашнего задания. А затем, путем эвристической беседы, с подключением межпредметных связей, рассказать (обсудить с учащимися) сюжет на уроке. Таким образом, самостоятельное ознакомление с сюжетом позволит детям дольше удержать полученную информацию в памяти.Понятие термина «драматургия» учащиеся получили ещё на первом году обучения учебному предмету музыкальной литературы, в процессе последующего обучения полученные знания закрепляются и расширяются. Проблемы понятия "музыкальная драматургия" должны решаться в неотъемлемой связи с методическими предложениями Б. Яворского и Б. Асафьева: «Никогда новый термин не должен идти впереди явления», т.е. дети, слушая музыку, будут делать выводы и обобщения. Рассматривая с учениками оперное произведение, мы четко представляем задачи:1) Рассмотрение пунктов нашего плана (разбор оперы) имеет определенные временные границы: 20% времени от всего плана разбора - история создания, а также исторический экскурс или сравнение с первоисточником ("Иван Сусанин" - исторический экскурс, "Свадьба Фигаро" - сравнение с первоисточником).2) раздел "сюжетная драматургия" (25% времени плана) - тип оперы, сюжетные линии, их развитие и взаимоотношения. Например: оперы "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Снегурочка" и другие эпические, героические и сказочные оперы - имеют две сюжетные линии, которые сопоставляются или конфликтуют между собой. Оперы "Русалка", "Евгений Онегин" – иной тип драматургии: быстрое развитие, столкновение контрастных образов, присутствует напряженный драматический и психологический конфликт.3) Обсудив эти пункты, мы наталкиваем детей на мысль: какие музыкальные выразительные средства используются в этом музыкальном произведении, какова характеристика героев. Таким образом, мы подошли к самому важному разделу разбора оперы – «музыкальная драматургия» (55% времени плана). Ребята это хорошо усваивают, они слушают, играют, поют. Несомненно, такая форма работы занимает большое количество свободного времени педагога для подготовки к уроку, но очень важно познакомить учеников с лейтмотивной системой произведения, принципом вокального и инструментального начала, богатством мелоса, особенностями выразительности речитатива, остановиться на оперных формах, тембровой драматургии, логике тонального плана.

II. В качестве примера остановимся на уроке: разбор оперы «Иван Сусанин». Календарно-тематический план и учебная программа отводят на тему "Жизненный и творческий путь М.И. Глинки» 2 часа, а на оперу – 3 часа. Первый час: особенности сюжетной и музыкальной драматургии, т.к. это является наиболее важным. Последующие часы – непосредственно на разбор. Также анализ произведения подразумевает прослушивание музыкального материала, игру педагога и учеников («живая» игра не только желательна, но и, на наш взгляд, обязательна!).Уже при знакомстве с жизненным и творческим путем композитора мы фиксируем и обращаем внимание детей на патриотическую направленность оперы, говорим о постановке (1836 г. – ноябрь).Переходя к плану разбора оперы «Иван Сусанин», совершаем исторический экскурс, используя межпредметные связи (подвиг Сусанина). Говоря о героизме русского народа, любви к отечеству, мы логично можем перейти к особенностям музыкальной драматургии: две линии (русская – яркий представитель Иван Сусанин, и польская). Далее начинаем рассуждать: какая линия будет развиваться на «крещендо» (учитывая направленность оперы, ее тип), а какая – на «диминуэндо», музыкальные выразительные средства и особенности обеих линий. Мы подчеркиваем наглядную контрастность музыкальных характеристик: поляки – инструментальное начало, танцы (полонез – пример, мазурка – пример. Ритм, краски оркестра), русская – вокальное начало, песенность (хор «Родина моя» - пример, ария Сусанина – пример).Затем мы переходим к знакомству с основными музыкальными образами: Сусанин, Антонида, Ваня, Собинин – они представители народной линии, следовательно, - вокальное начало. Они имеют различные интонационные комплексы в силу возраста (Ваня – колыбельная, Собинин, он солдат – маршевый ритм, интонации солдатских песен «Эх, когда жених…»). Мы подчеркиваем характер, интонационные обороты, постоянно напоминая, что через песню показываем разные жанры, мелодические истоки. Антонида мечтает о свадьбе, интонации распевные (трио – пример). А Сусанин – староста деревни, уважаемый – интонации распевно-неторопливые («Что гадать о свадьбе?»).Таким образом, ученики имеют представление о целостности музыкальных линий и в то же время об их богатстве и разнообразии.Следующий момент – принцип сквозного тематического развития. Для того чтобы доступно подать ученикам этот материал, мы рассуждаем: перед нами обилие музыкальных номеров, как композитор их объединяет, что связывает их вместе. Используя метод эвристической беседы, наталкиваем детей на соответствующие выводы: линия поляков трансформируется. Для примера прослушаем фрагмент из II действия и как контраст -2-я половина IV действия. Теперь ученики понимают, что интонации русской линии крепнут и утверждаются. Акцентируем их внимание на хоре «Родина моя» - интонационное зерно, «вырастут» многие темы. Для того, чтобы ученики окончательно убедились в утверждении интонаций русской линии в опере, мы обратимся к самой напряженной сцене (сцена Сусанина и поляков в лесу). После прослушивания фрагмента, дети сами должны сделать вывод – какие интонации будут присутствовать в апофеозе оперы. Мы активизируем музыкальное восприятие и слушаем заключительный хор «Славься».III. В заключение отметим, что тема «разбор оперы» зависит также и от уровня подготовки группы. Если группа достаточно развитая, мы можем говорить об оперных формах, тембровой драматургии, тональной логике. Если же более слабая – акцентируем и даем основные понятия, но все же знакомим их с тональным планом, гармоническими оборотами для того, чтобы в дальнейшем углубить познания в данном разделе музыкальной литературы.





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
ВНИМАНИЕ! Дипломы на эл. почту НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ. Все дипломы можно скачать в таблицах с итогами мероприятий через раздел Скачать дипломы
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 11.12.2018

Полезные материалы для воспитателей




click fraud detection