Урок математики в 5 классе по теме: "Числовые и буквенные выражения"

Саповатова Ирина Петровна, учитель математики и информатики
Калужская обл, Кировский р-н

Отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений, уметь установить связь между ними; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения;


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Числовые и буквенные выражения (5 класс)

Саповатова Ирина Петровна,

учитель математики,

МКОУ «Шайковская СОШ №2»

Калужская обл. Кировский р-н

Технологическая карта урока

Класс

5

Продолжительность урока

45 минут

Тема

Числовые и буквенные выражения

Цели деятельности

Отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений, уметь установить связь между ними; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения;

Задачи

образовательные

отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;

формировать умение находить значение буквенного выражения;

проверить уровень усвоения изученной темы;

развивающие

развивать логическое мышление учащихся;

развивать навыки математической речи;

развивать навыки самостоятельной работы;

развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).

воспитательные

воспитывать интерес к изучаемому предмету;

воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания;

развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;

Формируемые УУД

Личностные: способность к самооценке на основе крнитерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия после их завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь составлять числовые и буквенные выражения, находить значение выражения;

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности;

Метапредметные:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения;

коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию;

Основные понятия

Числовые и буквенные выражения, значение выражения;

Используемые ресурсы

Учебник Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я Виленкин

Презентация для объяснения нового материала

карточки для выполнения заданий

карточки для рефлексии

Педагогические методы и приёмы

Данный урок разработан с использование технологии развития критического мышления. На уроке применяются активные и интерактивные методы обучения: индивидуальная работа, работа в парах, выполнение проверки и взаимопроверки, фронтальная работа. Кроме того в урок включено выполнение физминутки. В конце урока проводится рефлексия учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Вхождение в тему урока (постановка проблемы)

Вычислите устно, используя удобный способ вычисления:

а) 347 – (142 + 147)

б) 645 + 247 + 355

в) (649 + 186) – 539

г) 864 – 147 – 353

д) (394 + х) – 194

Почему нельзя вычислить?

Сформулируйте тему нашего урока.

Выражения содержат не только числа, но и букву.

Формулирование темы: «Числовые и буквенные выражения». Записать тему урока в тетрадь.

Предметные: знать свойства сложения и вычитания чисел;

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности;

Мотивация

Зачем нужны выражения, содержащие буквы?

Для чего необходимо изучать буквенные выражения?

Согласны ли вы с мнением?

Ребята, поднимите руку те, кто хотя бы раз мечтал создать компьютерную игру.

А что необходимо сделать, чтобы создать компьютерную игру?

А знаете ли вы, что любая программа содержит выражения с буквами. Поэтому нельзя приступать к изучению языков программирования, не умея работать с буквенными выражениями.

Программисты, инженеры, экономисты, архитекторы, изобретатели, учёные, спортивные тренеры и многие другие используют в своей работе выражения, содержащие буквы.

Отвечают на вопросы, анализируют, высказывают своё мнение

Написать программу

Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь различать обоснованные и необоснованные суждения;

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме; Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, креативность мышления, инициатива, находчивость;

Регулятивные: высказывать своё предположение;

Формирование образовательного результата

Скажите, что такое числовое выражение?

Постановка задачи

При решении задач иногда записывают действия, а выполняют их потом. Полученные записи называют числовым выражением.

Задача:

Сторона AB равна 18 см, сторона BC – 220 мм. AC больше AB на 2 см. Найдите периметр треугольника ABC.

18 + 22 + (18 + 2) = 60

Сформулируйте определение значения числового выражения

Число, полученное в результате выполнения всех указанных действий в числовом выражении, называется значением числового выражения.

Изменение данных в вышепоставленной задаче

Решим эту же задачу, только «AC больше AB на 5 см»

А что произойдёт с решением, если «AC больше AB на m см»? Какое выражение мы получим?

Сформулируйте определение буквенного выражения.

Выражение, содержащее буквы, называется буквенным выражением.

Найдите значение выражения, если m = 3.

3- значение буквы.

Высказывают своё мнение, дают определение

Решают задачу:

220 мм = 22 см

AC = 18 + 2 (см)

Р = 18 + 22 + (18 + 2) = 60 (см)

Ответ: периметр треугольника равен 60 см

Делают запись в тетради

Высказывают своё мнение. Формулируют определение.

Решают задачу:

220 мм = 22 см

AC = 18 + 5 (см)

Р = 18 + 22 + (18 + 5) = 63 (см)

Ответ: периметр треугольника равен 63 см.

Анализируют, делают вывод, составляют выражение:

18 + 22 + (18 + m)

Высказывают своё мнение, формулируют определение

Выполняют вычисления в тетради,

подробно записывают:

Если m = 3, то 18 + 22 + (18 + m) = 18 + 22 + (18 + 3) = 61

Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую, уметь различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, проводить анализ и преобразование информации;

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной и письменной форме, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;

Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры; креативность мышления, инициатива, находчивость, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства для достижения цели;

Организация первичного закрепления

Работа в парах (карточки) + проверка на доске (презентация) (распределить на группы, подчеркнуть разными линиями)

25+12+15

124+(30+18)

(67-27)+(84+34)

( 99-р)×4

а+(5+8)

(49 +95) –а

345 :15

47-36+х

х+у

(34+z):12

(у-45)- (13+у)

15+ 68

Работают в парах, выполняют проверку и взаимопроверку, устная работа

Предметные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,

уметь различать обоснованные и необоснованные суждения, проводить анализ и преобразование информации;

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной и письменной форме, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий;

Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Регулятивные: высказывать своё предположение, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

Физминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Выполнение физических упражнений

Коммуникативные: формируем и отрабатываем умение согласованно работать в коллективе;

Организация первичного контроля

№ 305

№298 (1 ученик у доски, остальные самостоятельно в тетрадях + ученик выступает в роли учителя и проверяет решение на доске)

№ 299 (1 в – а,б,в; 2 в – г,д,е + взаимопроверка в парах)

№ 300, 301 (устно)

Выполняют самостоятельную работу, работают в парах, работают индивидуально по вариантам, выполняют проверку и взаимопроверку, устная работа

Предметные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую, уметь выделять тип задач и способы их решения, обосновывать этапы решения учебной задачи, проводить анализ и преобразование информации;

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной и письменной форме,

Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

Подведение итогов урока

Назовите тему урока

Расскажите, чему вы научились на уроке

Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке

Отвечают на вопросы

Регулятивные:умение рефлексировать свои действия по цели;

Рефлексия и самооценка

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Анализируют свою работу на уроке

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

Домашнее задание

П.8

№ 328, 329

Слушают, записывают, уточняют способы работы и её объём





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
ВНИМАНИЕ! Дипломы на эл. почту НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ. Все дипломы можно скачать в таблицах с итогами мероприятий через раздел Скачать дипломы
Телефон редакции: +7 (927) 268-27-04
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.09.2018

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection