Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ФГОС и здоровьесберегающие технологии

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ФГОС и здоровьесберегающие технологии

учитель начальных классов

Нагорная Татьяна Владимировна

МОУ «Начальная школа п. Новосадовый» Белгородского района

Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования (ФГОС) направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; в нем уделяется особое внимание работе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Одним из личностных результатов освоения основной начальной образовательной программы основного общего образования является формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Одна из главных задач современного учителя – научить детей здоровому и безопасному образу жизни. Ведь только здоровый ученик – это успешный ученик.

Современный мир постоянно меняется, усложняется и требует от младших школьников огромного умственного и нервно – психического напряжения. Прошлые годы показали, что около 30% первоклассников имеют различные нарушения в здоровье. А к концу обучения в начальной школе таких детей становится ещё больше. Это говорит о том, что именно учитель должен приложить максимум усилий, чтобы сохранить здоровье ученика.

Одной из самых распространенных проблем со здоровьем младших школьников является проблема нарушения зрения. К концу четвертого класса количество детей с близорукостью возрастает от 4% до 12,5%. Дети очень много времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не соблюдают световой режим письма и чтения. Это приводит к нарушению зрения. Учителя, совместно с родителями, должны научить детей заботиться о своем зрении. Дома и на уроках необходимо соблюдать гигиенические условия освещения рабочих мест: стены красить в светлые тона, чаще мыть окна, учитывать уровень освещенности в пасмурную и солнечную погоду, чаще менять виды деятельности, переключать зрение с дальних предметов на ближние и наоборот. В классе необходимо каждую четверть пересаживать детей на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски. Также необходимо в процессе урока включать различные упражнения и физминутки для глаз. Например:

1.Физминутка для глаз :«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево — вправо)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх — влево) Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

2. Зрительные тренажеры Базарного В.Ф.

Нужно следить за тем, чтобы текст, рисунок, наглядное пособие, которыми пользуются учащиеся, были достаточно контрастны с фоном - бумагой, доской.

Ещё одна проблема – нарушение осанки. К концу четвертого класса число детей с нарушением осанки увеличивается с 2% до 17%. Школьники малоподвижны, много сидят на одном месте, мышцы становятся вялыми, плохо держат позвоночник. Развиваются различные виды искривления осанки. Во избежание искривления позвоночника необходимо соблюдать гигиенические требования к письму и чтению: правильная посадка, освещение, наклон головы и туловища при письме, пересаживание каждую четверть детей рядами; на уроках должны применяться различные упражнения по смене деятельности , физминутки, которые повышают двигательную активность, стимулируют деятельность нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, мышечной систем, снимает общее утомление и повышают умственную работоспособность. Например,

- физминутки общего воздействия :

И. п. - о. с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками, 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

И. п. - стойка ноги врозь, руки вперед, 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

И. п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу, 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

- физминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

1.И. п. - о. с. 1 - шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 - и. п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2.И. п. - стойка ноги врозь. 1 - упор присев. 2 - и. п. 3 наклон вперед, руки впереди. 4 - и. п. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3.И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

-Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)

Следующей проблемой является проблема нервно – психических расстройств. За курс начальной школы они вырастают с 5,6% до 16,5%. Процесс обучения необходимо организовать с учетом возраста обучающихся, их индивидуальных особенностей, гигиенических требований. Создание внешней мотивации (похвала, соревновательный момент, поддержка), ситуация успеха очень важны для развития психологического здоровья ребёнка, даёт заряд положительных эмоций ученикам. Результат, полученный ребёнком, оценивается сначала с положительной стороны, после чего отмечаются ошибки и пробелы. Урок – должен быть зоной психологического комфорта. С этой целью в начале урока можно использовать методы эмоциональной раскачки. Например, упражнение «Комплименты»:

дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

-Игра «Вам - сообщение». По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т. д.

-Игра «Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

-Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т. п.

Таким образом, формирование у обучающихся ответственности за свое здоровье - воспитательный процесс, который является одной из важнейших задач современных образовательных учреждений.

Список использованной литературы:

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005.- С 320.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе .

Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

Кусаинова Н.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе. Омск, 2011.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области