МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПМ.03 «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Митина Лариса Юрьевна, Зав.учебной частью, преподаватель
Владимирская область, г.Муром

Организация и методическое сопровождение самостоятельной работы студентов.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО

ПМ.03 «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

1. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы. В настоящее время особую актуальность приобретает задача совершенствования профессиональной подготовки студентов СПО. Выпускник, получивший квалификацию “учитель музыки и музыкальный руководитель в детском саду”, должен уметь: осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, способствовать воспитанию у учащихся любви к музыкальному искусству и культуре как важнейшему формирующему элементу развития духовности и нравственной общей культуры общества. Выпускник должен профессионально владеть исполнительскими навыками игры на музыкальном инструменте, иметь навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением. В музыкальной педагогике давно замечено, что уровень общего художественного развития обучающегося оказывает существенное влияние на уровень его музыкально-исполнительской культуры и музыкального мышления. Чем больше музыкант будет знать разнохарактерной музыки, обладать большим музыкальным опытом, тем смелее он проявляет творческую фантазию. А чем ярче фантазия художника, тем отчетливее внутреннее видение художественного образа, богаче арсенал исполнительской культуры Музыкант должен стремиться играть не только хорошо, но так, чтобы затронуть душу ребенка, удивить его, увлечь, заинтересовать. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что учитель музыки должен иметь крепкую пианистическую базу, обладать развитым эстетическим сознанием, глубоко чувствовать и понимать музыкальное искусство. Таким образом, курс игры на музыкальном инструменте занимает особое ведущее место, где музыкант приобретает не только профессиональную подготовку, но и совершенствует личные качества: работоспособность, требовательность к себе, ответственность, умение самостоятельно работать. В процессе овладения предметом решаются следующие задачи: - овладение техникой игры на инструменте;- изучение инструментальных произведений различных жанров, стилей;- воспитание исполнительской культуры;- воспитание осмысленной, грамотной, содержательной интерпретации музыкальных произведений;- овладение игрой в ансамбле;- формирование у студентов самостоятельных действий по усвоению материала;- чтение с листа;- формирование широкого музыкального кругозора.

2. Организация самостоятельной работы. В процессе самостоятельной работы большое внимание уделяется развитию техники. Техника в целом – это совокупность необходимых средств для разрешения художественных задач, поэтому студенты изучают не только этюды на различные виды техники (мелкая, октавная, аккордовая, двойные ноты и т.д.), но и виртуозные пьесы. Работа над гаммами, арпеджио и этюдами– важный фактор овладения техникой игры, ее следует вести на протяжении всего периода обучения.

На каких принципах следует развивать технический аппарат?

Гибкость и пластичность аппарата.

Связь и взаимосвязь всех его участков при ведущих живых и активных пальцах.

Целесообразность и экономия движений.

Слуховой контроль, вдумчивая игра, управляемость техническим процессом.

Звуковой результат как необходимый итог.

Изучение пьес малой формы, а также развернутых концертных произведений предполагают развитие ассоциативного мышления, творческого воображения, совершенствование профессионального мастерства. Для преодоления исполнительских трудностей необходим целесообразный выбор аппликатуры. Разумно подобранная аппликатура помогает найти более короткий путь к достижению цели, к осуществлению художественных задач. Серьезное внимание следует обращать на изучение полифонических произведений, так как занятие полифонией не только лучшее средство развития духовных качеств пианиста, но и чисто инструментальных, технических. Многоголосная ткань учит “пению” на рояле, умению слушать как отдельные элементы музыкальной ткани, то есть горизонталь, так и единое целое – вертикаль. Для этого рекомендуется играть полифоническое произведение по голосам и голоса попарно, петь один из голосов, играя остальные на инструменте. Изучение полифонических произведений является отличной школой слуховой и звуковой подготовки студентов к исполнению музыкальных произведений любых жанров. При работе над произведениями крупной формы необходимо умение мыслить большими музыкальными построениями, ощущать форму в целом. Особенно полезна здесь работа над сонатным аллегро. В каждом конкретном случае следует обращать внимание на своеобразие в структуре произведения, объяснять, чем оно вызвано, вскрывать связь с содержанием. Так как главная, побочная и заключительная партии отличаются по характеру, жанровой окраске, ладо-гармоническому освещению, то и для исполнения потребуются различные артикуляционные штрихи, приемы звукоизвлечения и т.д. Полезно ознакомиться со всем циклом, показав, что сонатный цикл многочастен, он вбирает в себя многие музыкальные формы, являясь вершиной музыкальной композиции. В практику работы фортепианных классов нужно активно внедрять такую форму деятельности, как чтение нот с листа. Нотный материал должен быть тщательно продуман, его следует постепенно усложнять, повышать требования к качеству исполнения, добиваясь грамотного чтения нотного текста. Чтение с листа способствует расширению музыкального кругозора учащихся, обогащает спектры его эмоций, создает благоприятные условия для активизации интеллектуальной деятельности. Столь же важна и форма эскизного изучения произведений. Увеличение объема используемого в обучении музыкального материала и ускорение темпов его прохождения стимулирует развитие учащегося, открывает широкие возможности для всестороннего ознакомления с музыкальной литературой. Умелое использование технических средств обучения способно принести значительную пользу для молодого музыканта. Наличие большого количества записей исполнения того или иного произведения позволяет ознакомиться с различными его трактовками, с мастерством выдающихся пианистов, становится важным компонентом овладения исполнительским мастерством. Отправным моментом педагогического процесса является работа над музыкальным произведением.3.Задания для самостоятельной работы. Практическое освоение основных этапов работы над музыкальным произведением предполагает:- ознакомление с пьесой;- создание “эскизного” представления о пьесе в целом;- разбор текста;- многократное проигрывание;- поиск средств музыкальной выразительности;- выучивание наизусть;- концертное исполнение студентом выученного самостоятельно произведения;- анализ неудач при исполнении и попытку их предотвращать. Чтобы составить себе представление о пьесе, необходимо услышать ее реальное звучание. Для этого можно использовать фонозапись. Важно получить ясное представление о характере, содержании, жанровых и стилевых особенностей изучаемой пьесы. Предварительный просмотр, определение формы, фактуры изложения, средств выразительности, авторских ремарок, технических трудностей, поможет составить план изучения музыкального материала. Первое прочтение нотного текста должно быть как можно более точным, иначе это приведет к искажению в сознании студента формирующего музыкального образа. Нельзя допускать невнимательного отношения к нотному тексту, формального его прочтения. Необходимо понимать, что чувства, мысли и идеи композитора, записанные в нотной символике, можно раскрыть лишь с помощью художественного и технически безупречного исполнения, опирающегося на активность слуха, музыкальный и жизненный опыт, специальные знания и общую культуру. Для более детального и углубленного изучения пьесу следует разделить на небольшие части, что даст возможность больше сосредоточиться на технической отработке деталей. Но при этом нельзя упускать из виду целое, необходимо помнить о связи предыдущего и последующего материала. Не следует допускать механически бездумного проигрывания пьесы целиком, так как это ведет лишь к пустой трате времени. При разборе пьесы можно останавливаться, обдумывать сыгранное, многократно проигрывать отдельные фрагменты, осуществлять поиск различных приемов исполнения. В необходимых случаях следует дробить материал на мельчайшие звенья и отдельно отрабатывать их технически, предварительно представив их для последующего воплощения в реальном звучании. В работе студенту младшего курса для уяснения ритмики разных голосов или партий можно использовать прием простукивания ритмического рисунка до игры на инструменте или вести счет вслух во время игры, а освоенный ритмический рисунок каждого голоса соотносить затем друг с другом, вырабатывая правильное представление их совместного звучания. Отдельное проигрывание партий правой и левой руки должно преследовать цель закрепления их в сознании студента, а также проверки точности исполнения и достижения выразительности звучания. Многократное проигрывание отдельных партий должно привести к свободе и непринужденности их исполнения. При соединении обеих партий надо постепенно усложнять исполнительские задачи: после достижения ритмически точной игры пьесы переключить внимание на достижение выразительности звучания, используя приемы туше, штрихи и динамику. Надо понять их роль в создании характера данной пьесы, верной передачи ее содержания. Работу по достижению нужной выразительности звучания следует проводить одновременно с работой по ее техническому освоению, при этом надо не только внимательно рассмотреть, но и осознать авторские ремарки, причины их появления в данном нотном тексте. В работе над фразировкой необходимо уделить внимание правильной расстановке и исполнению цезур, позволяющих добиться более ясного и выразительного “произношения” мелодии, подчеркнуть особенности строения пьесы. Надо сначала определить мотивное строение фразы, а в мотивах найти опорные точки, обеспечивающие правильность произношения. Более значительный мотив – внутрифразовая кульминация – должна звучать более ярко. В каждой части пьесы надо находить звуковые вершины, наиболее напряженные по смыслу и звучанию места, и подчинять их общей устремленности к центральной кульминации. Обычно такая кульминация находится в так называемой “точке золотого сечения”, то есть примерно на 62% всей пьесы. На этапе, когда достигнуто целостное и достаточно выразительное исполнение пьесы с хорошо проработанными деталями и элементами музыкальной ткани, можно пробовать исполнять произведение наизусть. Однако нужно время от времени возвращаться к игре по нотам, к доработке отдельных деталей и игре в замедленных темпах. В предконцертный период необходимо добиваться уверенного, безостановочного исполнения. Нужно научиться владеть своим психофизиологическим состоянием в процессе концертного исполнения, воспитывать выдержку, волю, сосредоточенность, устойчивость внимания во время выступления. Из всего изучаемого музыкального материала наибольшую сложность представляет работа над произведениями крупной формы и пьесами полифонического склада. На произведениях крупной формы необходимо вырабатывать охват большего объема музыкального материала, понимать более сложное более сложное содержание, воплощать в исполнении музыкальные образы в их развитии и столкновении. Необходимо владеть навыками анализа музыкальных форм, что позволит более ярко выявлять контрастные художественные образы в главной и побочной партиях, их развитие в разработке. Глубина идейно-образного содержания, насыщенная фактура изложения музыкального материала в произведениях крупной формы потребуют проявления сильных чувств, ярких эмоций и соответствующей техничности игровых действий. Приступая к работе над такими произведениями, нужно быть уже достаточно подготовленным в техническом и в музыкальном отношении, иначе придется преодолевать встречающиеся трудности на материале пьесы, а сама пьеса может превратиться из художественной в инструктивную. Изучение полифонических пьес положительно сказывается на дальнейшем художественном росте, активно воздействует на музыкально-слуховое воспитание, на успешное овладение произведениями всех музыкальных жаров. В работе над полифоническими пьесами следует добиваться умения одновременно вести несколько мелодических линий, оттеняя главное и затушевывая второстепенное, для чего особенно важно владеть звуком, певучей и декламационной выразительностью, фразировкой, артикуляцией. Надо развивать чувство ритма, ибо в полифонии особенно велика его организующая роль. Необходимо знать расшифровку мелизмов, понимать темповые обозначения в старинной и современной музыке, уметь использовать традиционную ступенчатую динамику, а также уметь выделять нужный голос среди остальных голосов, применяя для этого целый комплекс исполнительских средств: штрихи, туше, динамику. Важно уметь подчеркивать отдельные мелодические обороты и перекличку голосов, не нарушая при этом целого звучания. Для более глубокого проникновения в суть исполнительского процесса полифонических произведений следует ознакомиться с работами органистов и музыковедов по этому вопросу.





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection