Кочеткова Е.В.
Возможности практической работы учителя русского языка по выполнению требований современных государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования
Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения образовательных стандартов общего образования нового поколения. Это, в свою очередь, потребовало и корректировки условий образовательного процесса и форм его организации, в основу которого положены идеи развития личности. В соответствии с требованиями ФГОС меняется как система требований к результату образования, так и система оценивания достижений учащихся. Цели урока формулируются как результаты: личностные, метапредметные и предметные. Акцент в преподавании делается на овладение школьниками способами и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Курсы русского языка и, конечно же, литературы также должны быть направлены на всестороннее развитие личности средствами предмета.
Главным субъектом, на которого ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса, хотя стандарт предлагает и другие формы организации взаимодействия учителя и ученика.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность. Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка может осуществляться на основе работы с лингвистическими текстами. Урок русского языка и литературы, соответствующий ФГОС, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно–диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Значительное место следует отводить развитию устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей.
Для современного этапа развития методики преподавания русского языка и литературы актуальным является развитие читательских умений на основе схем-таблиц как формы предъявления лингвистической информации, развитие читательской грамотности, учащиеся должны понимать коммуникативную цель чтения текста, фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, пересказа (полного или сжатого, устного или письменного), определять основную мысль текста, дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис, комментировать и оценивать информацию текста.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.