Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Рекомендации по формированию УУД на различных этапах урока литературного чтения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование универсальных учебных действий

на уроках литературного чтения.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности ребенка. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Каждый ребенок чувствует читаемое по-своему. Дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах этих поступков, чувствовать красоту добра, осуждать зло.

Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий – личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, но приоритетом является развитие ценностно-смысловой сферы и коммуникации.

Приведу примеры заданий, которые направлены на формирование УУД.

Личностные:

– «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений)

– «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умение понимать контекстную речь)

– «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?» (умение осуществлять личностную рефлексию)

– Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами)

– «Если бы я был» (погружение во внутренний мир персонажа)

Регулятивные:

– «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов)

– «С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?» (проективное мышление по структурированию событий)

– «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);

– «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способностик контролю, самоконтролюи коррекции)

Коммуникативные:

– устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами);

– пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания);

– беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения);

– викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других)/

Познавательные:

– выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге (общеучебные умения);

– характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера (анаграммы, ребусы, игры со словами);

– установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, классификация (умение выполнять логические операции).

Рассмотрим на фрагменте урока литературного чтения возможности формирования УУД.

Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Рекс и сорока».

Какие качества сороки подмечены в этом мультфильме? (П: умение наблюдать, анализировать. К: умение высказать и обосновывать своё мнение)

- Расскажите, как выглядит сорока? (К: умение строить речевое высказывание)

- Приходилось ли вам наблюдать за сорокой, что особенного вам запомнилось? ( Л: умение осуществлять личностную рефлексию)

Работа с заголовком

Как вы думаете, в произведение, с которым сегодня познакомимся, кто будет главным героем? (Р: умение прогнозировать)

Прочитайте название произведения. Прежде, чем начнём читать всё произведение , я бы хотела узнать, кого обычно называют выскочкой? (П: умение толковать значение слов. (К: умение строить монологическую речь)

Прочитайте, как толкуется значение этого слова в словаре. (П: умение находить информацию)

Из всего выше сказанного, можно ли догадаться, какой по характеру будет героиня произведения?

Чтение произведения хорошо читающими учениками.

Выявление первичного восприятия.

- Понравилось произведение? Какие мысли, какие чувства у вас возникли, когда вы слушали?

- Какой эпизод больше всего понравился?

- Кто из героев рассказ вам особенно понравился, почему?

-Какие моменты вызвали улыбку?

- Кто рассказал эту историю? Кем здесь выступает автор? (автор – рассказчик) Напомню, что автор может выступать еще автором – героем.

- К какому жанру литературы отнесем это произведение? Почему? Какие особенности жанра вы выделите? (описываются реальные события из жизни героев) А к какому типу рассказов отнесем: к художественному или научно – познавательному? Почему? (Автор передает свои мысли, чувства, переживания, а не сообщает сведения, информацию)

- Какая из моделей обложек соответствует этому произведению? Обоснуйте свой выбор.

Работа с моделями (П: знаково-символические умения. К: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Повторное чтение. Работа с текстом.

Дидактическая задача: формировать навык анализа литературного произведения, формировать умение находить в тексте описания портрета героев, их переживания, умение видеть языковые средства.

- Сейчас вы будете повторно читать этот рассказ, читайте внимательно, вдумчиво. Прочитайте, пожалуйста, первые 3 абзаца. (Чтение про себя).

Рефлексия : Проверим вашу внимательность. Возьмите тестовые карточки и приготовьтесь ответить на вопросы( в парах)

1. Какой породы была собака Вьюшка?

а) лайка б) овчарка

2. Кем работала Вьюшка?

а) охотником б) сторожем

3. Чем хотели завладеть сороки?

а) косточкой б) кусочком мяса

Выполняют задание. Выслушиваем ответы 3-4 пар. Сверяем свои ответы с ответами на доске.

(П: умение внимательно читать текст.

К: умение слушать собеседника, обосновывать своё мнение. Р: контроль, самоконтроль.)

В конце урока предлагаю ребятам ответить на вопросы:

- Как вы относитесь к Выскочке? Какие чувства вызывает в вас эта птица?

- Как вы думаете, отрастёт ли хвост у сороки, или ей на всю жизнь придётся остаться «шариком»?

Найти ответ на этот вопрос вы сможете, если прочитаете описание сороки нашим земляком учёным – орнитологом А.С. Бутурлиным.

Рефлексия: соотнесение поведения сороки с поведением человека.

-Что удивительного заметил наш автор в поведении животных? И зачем историю с Выскочкой он предлагает прочесть нам?

(Он позволяет посмеяться своим читателям над участью сороки и в то же время предлагает задуматься, чтобы не попасть в аналогичную ситуацию).

-Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

-М.М.Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю»

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую видеозапись « Кот и сороки» (1,5 мин ю-туб) и ещё раз понаблюдать за поведением сороки.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области