Предмет: Письмо и развитие речи.
Тема урока: «Изменение глаголов по временам».
Класс: 7
Цели: ознакомление учащихся с грамматическим признаком глагола - время;
с изменением глаголов по временам; формирование умения различать временные глагольные формы; обогащение словарного запаса, развитие речи; повышение мотивации к урокам русского языка.
Задачи:
Обучающие:формировать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять в речи, ставить вопросы к глаголам, совершенствовать навыки каллиграфии.
Развивающие: развивать эмоциональную сферу, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, формировать положительную мотивацию к усвоению новых знаний.
Здоровьесберегающие: работать по укреплению и сохранению здоровья, профилактика отклонений зрения, осанки, поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.
Оборудование: компьютер, программные средства Microsoft Power Point, Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык, 7 класс, - М.: Просвещение, 2014
Ход урока
Организационный этап (психологический настрой)
Цель: создать условия для хорошего настроения, готовность воспринимать материал, организация внимания
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мотивация учебной деятельности. Пальчиковая зарядка (прищепки)
Цель: организовать и направить познавательную деятельность учащийся.
Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте, проведем урок под девизом: «Учись, смекай, активней будь! И к знаниям откроешь путь!» Тетради на замке (прищепки) Назовите по 3 глагола к предмету на вашей тетради (повар, швея, сапожник, плотник, цветовод ,врач, штукатур-маляр, шофёр, учитель, продавец)
Какую часть речи мы изучаем? Что такое глагол? (зашифрованное правило)
- Открыли тетради, записали число. Классная работа.
Чистописание.
Цель: развитие каллиграфического навыка.
-Давайте определим, чем мы займёмся в начале урока.
- Для этого нужно распознать буквы для чистописания
-Прописать буквы, одну строчку
Словарная работа.
Цель: обогащение словарного запаса.
-на слайде написаны только гласные буквы, восстановите словарные слова
. о . о . е . о е
. а . . о . .
. е . . е . а . у . а
. а . и . е .
. . и . а . а
поменяйтесь тетрадками, проверяйте
мороженое
паспорт
температура
кабинет
бригада
знакомство с новым словарным словом ПАТРИОТ-тот, кто любит своё отечество, верен своему народу, готов на подвиг во имя Родины.
сколько в слове слогов
деление на слоги
составление предложения со словом ПАТРИОТ, разбор по членам предложения
5. Актуализация знаний.
Цель: Организовать и направить познавательную деятельность к поставленной цели.
-Назови части речи, которые есть в твоём предложении.
карточка
Вчера подул (с)юга тёплый в.т.рок. (В) небе бл.снуло ласковое солнышко.
А сегодня тает сне(г/к). Весело б.гут г.в.рливые руч.йки.
Скоро (на) л.сной п.ляне расцветёт подснежник.
Задание:
1 уровень – списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, подчеркнуть глаголы.
2 уровень – записать текст нераспространёнными предложениями, подчеркнуть глаголы.
ПРОВЕРКА:
Учитель: | Учащиеся: |
Показывает первый слайд презентации. Показывает второй слайд – со вставленными буквами. Показывает третий слайд – текст написан нераспространёнными предложениями Показывает 4 слайд – текст написан целиком, подчёркнуты глаголы. | По цепочке читают предложения, говорят, какие буквы вставили в слова, подбирают проверочные слова. (1-ый уровень) Сверяют со слайдом, исправляют ошибки. (2-ой уровень) Читают получившиеся нераспространённые предложения, добавляют своё, придуманное предложение, называют глаголы. Сверяют выполненное задание с образцом. Вспоминают определение глагола. |
Введение в тему.
- Скажите, когда происходит действие в первом предложении?
-А во втором?
-А в третьем?
Вывод: действие может происходить в разное время!
ВЧЕРАСЕЙЧАССКОРО
Учитель: | Учащиеся: |
Задаёт вопросы, вывешивает таблички на доску | Отвечают на вопросы |
6. Новый материал
- Давайте прочитаем, что было вчера?
- А что происходит сегодня?
-Что будет скоро?
Учитель: | Учащиеся: |
Задаёт вопросы | Выбирают карточку с глаголом и вывешивают на доску в нужный столбик. |
-Поставьте к глаголам вопросы, выбрав их на столе.
Учитель: | Учащиеся: |
Даёт задание | Выбирают карточку с вопросом и вывешивают на доску в нужный столбик |
Вывод: Глагол обозначает действие, которое может происходить в разное время: в прошлом (вчера), в настоящем (сейчас), в будущем (скоро). Глагол изменятся по временам.
Работа со статьёй учебника.
С.189 – чтение статьи
7.Физминутка упражнения под музыку
8.Закрепление учебного материала.
Цель: Выработка умений оперировать полученными знаниями, решать практические задачи.
Работа с учебником
Сейчас, прочитайте задание к упражнению № 239. Спиши первое и второе предложение. Подчеркни в них глаголы настоящего времени и поставь к ним вопросы что делают? что делает?
В стороне от дороги (что делает?) стоит одинокая мельница. С горы (что делают?) бегут ручьи и (что делают?) вертят колесо мельницы. Перед мельницей возле собачьей конуры (что делают?) сидят друзья – мальчик и пёс Султан. Мальчик (что делает?) болтает с Султаном и (что делает?) рассказывает ему чудесные истории.
-На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
- Мы говорим «время, времена». А с каким существительным мы ещё употребляем слово «времена». (Времена года). Какие времена года ты знаешь? Какое время года идёт сейчас? А будет? А было? С помощью времён года мы сейчас потренируемся в умении определять время глаголов.
9.Самостоятельная работа
Исправь ошибки в предложениях. Запиши по одному предложению в тетрадь о каждом времени года.
Осень
Листья с деревьев опасть. Птицы на юг улететь.
Зима
Сегодня падать снег. Дуть сильный ветер
Весна
Скоро растаять снег. На деревьях распустить почки.
Осень
Листья с деревьев опали.
Птицы на юг улетели.
Зима
Сегодня падает снег.
Дует сильный ветер.
Весна
На деревьях распустятся почки.
Скоро прилетят перелётные птицы.
Наше путешествие подошло к концу.
Как изменяются глаголы?
Назови времена глагола.
На какие вопросы отвечает глаголы в прошедшем, настоящем, будущем времени?
10.Задание на дом
Цель: Сообщить о домашнем задании, разъяснить способы его выполнения.
Д\з Упражнение № 241
Прочитай предложения. Спиши. Подчеркни глаголы прошедшего времени и поставь к ним вопросы что делал? что делали?
Выучить правило стр. 189
11. Рефлексия (подведение итогов урока, выставление отметки за урок)
Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Учитель: | Учащиеся: |
Даёт задание: - Если вам было комфортно на уроке, вы всё поняли, не испытали затруднений при выполнении самостоятельного задания – выберите солнышко и прикрепите на доску. - Если вам урок понравился, но всё же вы испытывали какие-то затруднения – выберите цветочек и прикрепите на доску. - Если вам было на уроке трудно или непонятно – выберите тучку, прикрепите её на доску. | Выбирают картинку и выполняют задание. |
Посмотрите, какая весенняя поляна получилась! Спасибо за урок!