МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Комнатная Галина Ивановна, музыкальный руководитель в дошкольных группах в коррекционных учреждениях
Ставропольский край

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Г.И. КОМНАТНАЯ

Россия, г. Ставрополь, Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36»

Испокон веков населяли Землю неслышащие люди. Они были «другими», с особой системой координат. С иным приятием мира, который чаще всего относился к ним враждебно. Легко общались лишь с себе подобными – и к этому мир привык.

С появлением слуховых аппаратов люди с большими остатками слуха получили возможность почти нормально воспринимать речь, а многие глухие перешли в разряд слабослышащих.

Сейчас мир неслышащих людей медленно, но неуклонно становится миром говорящих и очень хочет быть миром поющих и играющих. Дети - инвалиды по слуху, обученные в дошкольном возрасте слуховому восприятию и речи, заканчивают обычные школы и вузы.

В последнее время набирает силу новая ветвь сурдопедагогики, реабилитирующая музыкальный слух, вокальные данные, движение, а главное – эмоции и интеллект глухого ребёнка путём общепринятых в системе детского образования музыкальных занятий.

Музыка очень долго вообще пребывала за гранью желаемого. Мысль о полной несовместимости каких-либо явлений породила выражение: «Какая музыка – глухому?»

Музыка – одна из обязательных форм реабилитации эмоций, движения, слуха, ритма и голоса ребёнка. Но интонирование песен бывает доступно лишь слабослышащим детям. Музыкальные задатки необходимо развивать, для чего нужна звучащая музыкальная среда.

Общечеловеческие понятия и навыки формируются у ребёнка в первое пятилетие его жизни. И если к пяти годам этого маленького человека с нарушенной слуховой системой не научили говорить, читать, писать, мыслить и вслушиваться, то психика его за 5 лет заброшенности формируется по иным законам и он действительно становится иным, особенным, со своим языком общения, со своим микромиром. Задача состоит в том, чтобы заставить работать остатки слуха, воздействуя на них музыкальными звуками.

«Ослабленная слуховая функция проявляется по-разному: одни реагируют на низкие звуки, другие – на средние, а некоторые и на звуки высокого регистра. Восприятие интенсивности звуков также не одинаково.

Глухота у детей в основном возникает в результате поражения слухового нерва, тогда как центральная нервная система остаётся нетронутой. Голосовой и артикуляционный аппарат также не нарушен, но, как всякий орган, долго не функционирующий, слабо развит. В силу того, что обратной связи не происходит, затрудняется порождение речи (модуляция голоса и внятность произношения). (Г.И.Яшунская «Музыкальное воспитание глухих дошкольников»)».

На всём протяжении дошкольного периода, буквально с рождения, очень важно, чтобы мама пела ребёнку на голое ухо, а потом и через аппарат любые песенки, прибаутки. Певческая речь звучит громче и звонче, она воспринимается ребёнком даже при минимальных остатках слуха, активизируя их.

На музыкальных занятиях в дошкольных группах учитель усложняет упражнения, например:

Как поёт кошка? – «Мяу». У ребёнка карточка с кошкой. Учитель играет и поёт секвенцию: до-ре-до-ре, ре-ми-ре-ми, ми-фа-ми-фа, и т.д. До верхних «си-до-си-до». Всё поётся на «мя-у-мя-у». Можно сказать ребёнку, что сначала поёт папа-кот (до звука фа), потом мама-кошка, а на звуках ля-си и си-до – маленький котёночек (мя-у,мя-у – папа Кот; мя-у,мя-у – мама Кошка; мя-у,мя-у – Котёнок). Добиваться выразительного пения, передавая образ.

Как поёт кукушка? – карточка с кукушкой и надписью (сверху вниз) «ку-ку». На «мяу» дошли до верхнего до, а «ку-ку» поётся сверху вниз, громко и резко, на высоких звуках, пока ещё не доступных ребёнку (вниз по терциям). Важно, чтобы учитель играл и сам пел ярко, звонко, свободной рукой вместе с ребёнком «толкательным» резким движением отмечал терции (лесенкой).

«В лесу». На картинке девочка кричит «А-у». Лучше всего петь квартами «до-фа», «ре-соль».

Каждую попевку нужно пропевать дважды, так лучше запоминается и не надоедает одно и то же.

Эти три упражнения – разминка голоса. Чаще всего ребёнок плохо интонирует их. Важно, чтобы он слышал игру и пение учителя (мамы); постепенно он научится подражать вернее.

При разучивании песен сначала выучиваются слова одновременно с её ритмом, затем в ритме поются слова на звуках в диапазоне голоса ребёнка. («Мишка упал», «Василёк», «Сорока-сорока» и т.д.) Ритм песенки можно простукивать деревянными ложками (а не в ладоши), так как они дают самый точный короткий звук.

Для развития тембрового слуха нужно предложить ребёнку повторить заданный ритм на ударном инструменте (ложки, маракасы, треугольник, бубен и т.д.)

И в речи, и в музыке ритм основополагающ. И не удивительно, что патология слуха глубже всего даёт нарушения в интонации слов и в ритме.

Неритмичность равномерных движений наблюдается у всех детей с большей потерей слуха. Он тем заметнее, чем хуже слух у ребёнка и чем позже начата реабилитация речевого и музыкального восприятия.

При отсутствии внутреннего слуха появляется необходимость «звучащего образца», то есть синхронной с пением игры мелодии песен.

У глухого, да и слабослышащего ребёнка музыкальный слух изначально как бы отсутствует: он существует лишь как безусловная способность психики реагировать на музыкальные звуки. Необходим промежуточный этап, включающий мозг ребёнка на осознанное восприятие музыкальных звуков, это и изначальное: «музыка есть!» - «музыки нет!». Для лучшей организации занятий нужно каждый вид занятий называть и подкреплять слова табличками: музыка есть, музыки нет, ходим под музыку (как мишка, прыгает как зайка, летит как птичка), будем петь и т.д.

Требуется время и труд, чтобы разбудить музыкальные центры мозга, «вытащить» музыкальный слух, а уж потом развивать его, но особыми приёмами, не требуя сразу от ребёнка того, что он ещё или вообще не в состоянии выполнить.

Каждый человек, слышащий и неслышащий, имеет только ему присущие способности и недостатки музыкального слуха. Оценивая качество музыкального слуха, для неслышащего ребёнка необходимо учитывать особенности дефекта и речевого слуха: время и степень его потери.

И.С.Белик – опытный педагог-музыкант – предлагает начинать активные индивидуальные занятия музыкой с неслышащими детьми с 3 лет. Ключевой ступенью в обучении она считает осмысление – частичное или полное восприятие мелодии, а не её запоминание, что свойственно для слышащего ребёнка. Ею создана методика, особенность которой в её направленности на коррекцию специфических недостатков, присущих в той или иной степени музыкальным способностям детей с патологией слуха. Это :

1. Нарушение метрической пульсации, приводящее к метрическим сбоям, часто встречающееся у детей с большой потерей речевого слуха.

2. Неразвитость, полная или частичная, мелодического слуха, что приводит к нарушению мелодической памяти и отсутствию внутреннего слухового представления.

3. Неразвитость голосового аппарата – этот дефект не относится к чисто музыкальным, но его устранение происходит достаточно эффективно через вокальные упражнения, т.е. пение попевок, песен.

Предлагаемая Е.С.Белик методика может быть полезна и для центров реабилитации и спецшкол, где есть понимание роли музыки в становлении слуха, голоса и интеллекта неслышащего ребёнка.

На такой непростой вопрос: Нужна ли музыка глухому? - ответ однозначен: Нужна!

Конечно же, музыка нужна любому человеку. Она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Притом не только те чувства, что вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоции, но и – интеллект человека, что необходимо глухому ребёнку для его гармонического развития, поскольку он живёт в звуковом дефиците и многое воспринимает интуитивно.

Музыкальная практика должна продолжаться всю жизнь, поддерживая речевой и эмоциональный тонус неслышащего человека.

Литература.

1.Аловы М. и В.Малыш не слышит. – СПб.

2.Белик И. Глухой ребёнок и музыкальная практика

// Сб.«Реабилитация детей и подростков с нарушением слуха». – Н.Новгород: НИРО, 1995.

3.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.Ветлугина. – М., 1981.

4.Яшунская О. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. – М.; Просвещение, 1977.





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
ВНИМАНИЕ! Дипломы на эл. почту НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ. Все дипломы можно скачать в таблицах с итогами мероприятий через раздел Скачать дипломы
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.12.2018

Полезные материалы для воспитателей




click fraud detection